Чуть больше полугода прошло с тех пор, как администрация Южно-Сахалинска утвердила сельских старост. Новую структурную единицу ввели в пяти населенных пунктах: Елочках, Новой Деревне, Ключах, Санаторном и Старорусском. Смысл ее появления на селе понятен и прост: главная задача старост – оперативно извещать руководителей местного самоуправления о возникающих в глубинке проблемах и ЧС. Причем на общественных началах, то есть безвозмездно. Сегодня мы решили узнать, как работается старостам на селе, какие вопросы им приходится решать и что, по их мнению, поможет им эффективнее выполнять свои обязанности.
Старостой села Елочки была утверждена Марина КУРИКАЛОВА. Она местный старожил, человек активной жизненной позиции, поэтому ей и предложили эту должность.
– В администрации сказали: мол, вы все равно к нам часто ходите, давайте будете старостой. И я согласилась, – объяснила Марина Васильевна. – Поэтому я бы не сказала, что моя жизнь как-то изменилась. Как я раньше суетилась, так и сейчас, не больше и не меньше. Мой руководитель Александр Мальцев (возглавляет отдел по управлению территорией, в которую входят Елочки. – Прим. ред.) никогда в помощи не отказывает, старается на просьбы реагировать, как, впрочем, и главы подразделений администрации города. Что касается местных проблем, самые серьезные нарекания вызывает изношенная инфраструктура. Статус нашего села двоякий, поскольку жилой фонд передан муниципалитету, а земля – федеральная, соответственно, реконструкция коммуникаций под большим вопросом. Из-за этого мы можем рассчитывать только на мелкий ремонт. Надеемся, что проблема будет решена, во всяком случае, нам это пообещали.
Александр МАЛЬЦЕВ, руководитель отдела по управлению селами Дальнее и Елочки: «Старосты – полезные люди. Очень помогают. Например, староста Елочек Марина Васильевна Курикалова весной буквально спасла дорогу от размывания, оперативно сообщив мне об этом. Благодаря ей мы в течение получаса подогнали технику и ликвидировали проблему. Очень хорошо старосты помогают, когда надо оповестить о чем то местных жителей. В Дальнем эту роль фактически выполняет Екатерина Андреевна Скрипка. Без старост нам никак. Конечно, нужно их поддерживать, в том числе и финансово. Хотя бы оплачивать сотовую связь. Письмо с таким предложением я уже отправил в администрацию города».
Когда я спросила старосту села Ключи Татьяну ФИЛИМОНОВУ, почему выбор пал именно на нее, она пожала плечами и сказала, что не знает.
– Я знаю, – вступила в разговор ее коллега Людмила Малашкина. – У нас все село собирается в Доме культуры, некоторые даже думают, что здесь находится администрация Ключей. Татьяна Федоровна у нас художественный руководитель, вся информация к ней стекается, потому ее и выбрали старостой. Сама же Татьяна Филимонова говорит, что особой работы для старосты в Ключах нет.
– Как правило, оповещаю людей о собраниях, которые проводит администрация, и все, – объясняет Татьяна Федоровна. – Что касается отключений света или воды, с этим в селе порядок, нас всегда заранее предупреждают. Я думаю, расширять круг обязанностей старосты, сажать его на зарплату не стоит. Во всяком случае, у нас в Ключах. Наш глава Сергей Николаевич Замотаев, который руководит отделом по управлению планировочным районом Ново-Александровск, прекрасно выполняет свои обязанности, я ему, как могу, помогаю, к тому же особых проблем у нас нет. Единственное пожелание – чтобы дороги привели в порядок. Население прибывает, люди строятся, поэтому хорошая транспортная сеть нам необходима.
Сергей ЗАМОТАЕВ, руководитель отдела по управлению п/р Ново-Александровск: «Самое главное в работе старосты – максимально быстрое оповещение руководства о нештатных ситуациях. Старосты нашего планировочного района с этой задачей справляются, они всегда на связи и очень хорошо мне помогают».
Житель Старорусского Владимир ПОЛИВИН – крепкий хозяйственник, что подтверждают ухоженные двор и огород. Очевидно, именно это стало главным аргументом для руководителя местного само- управления при выборе старосты.
– Я никогда не был равнодушен к тому, что происходит вокруг. Не скажу, что активист, но за село болею, – объяснил Владимир Владимирович. – Зимой слежу, чтобы вовремя чистили дорогу. Выясняю причины внезапного отключения света. Сейчас вот пытаюсь решить проблему с мусоркой, но пока не получается. Хотя есть отличное предложение: вместо одного контейнера на выезде из деревни установить в селе несколько мусорных бачков с крышками, как это принято в цивилизованном мире. Впрочем, это беда не только Старорусского, поэтому решать проблему нужно кардинально и повсеместно. Что касается должностных обязанностей, возложенных на старост, меня все устраивает. Если мы будем расширять свои полномочия, требовать большей самостоятельности, нам нужно будет платить зарплату. Но тогда и спрос другой. Знаю, что в царской России деревенский староста имел реальную власть. Наверное, было бы неплохо, но для этого нужно менять законодательство. Думаю, есть смысл к концу первого года нашей работы собраться всем вместе – руководителям отделов по управлению территориями, мэру, старостам – и обсудить нюансы и предложения.
Геннадий МАРКОВ, руководитель отдела по управлению селами Березняки и Старорусское: «Старосты, конечно, помогают, но это работа на общественных началах. Если решать что-то серьезное, прав и полномочий у старосты никаких нет. Тем не менее староста необходим, поскольку хорошо знает односельчан, ему проще людям что-то разъяснить, ну а я должен грамотно воспользоваться его помощью».
– Я всегда был активным жителем Санаторного. Живу здесь с 1973 года. Приехал в отпуск из Находки, влюбился и остался, – улыбается Степан КОСТЕНКО. – Старостой согласился быть потому, что в Санаторном безобразий много.
Степан Николаевич Костенко – человек старой закалки, бывший шахтер, суровый правдоруб. Таких называют неудобными, но именно они тормошат население и стараются изменить нынешнее не самое радостное положение дел в глубинке.
– Народ у нас пассивный, – качает головой Николай Степанович. – В прошлом месяце организовывали два субботника. Из тысячи жителей Санаторного откликнулись 5 человек. А в целом проблем полно! Например, с самостийно поставленными гаражами. Они мешают, зимой снег не почистить, не проехать, но трогать их нельзя, потому что один владелец – ветеран труда, другая – работник ПСО. Получается, ни руководитель отдела по управлению территориями, ни староста не имеют на них никаких рычагов воздействия. Раньше были председатель поселкового Совета, административная комиссия. Нарушил порядок, комиссия рассмотрела это дело – плати штраф. Вон, посмотрите, под окнами медпункта – две разваленные машины. Они стоят годами! И, опять же, никто не может на это дело повлиять. Нужны более четкие полномочия как руководителю отдела по управлению территорией, так и старосте. В противном случае мы никогда не сможем избавиться от подобной безнаказанности.
Виталий КРАСНОВ, руководитель отдела по управлению селами Санаторное и Синегорск: «Единственное преимущество введения должности старосты – то, что я могу в любое время ему позвонить и узнать, как обстоят дела. Не более того. Если бы староста получал зарплату, это был бы другой разговор. И спрос посерьезней».
Марина АНДРЕЕВА успешно совмещает работу старосты Новой Деревни с должностью заведующего отделом аспирантуры Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ). В свое время обстоятельства заставили ее уйти с работы и заняться домашним хозяйством. Чтобы не заскучать, постепенно втянулась в общественную деятельность и, хотя вернулась в ИМГиГ, по-прежнему остается выразителем надежд и чаяний односельчан.
– Люди думают, что я сотрудник администрации, – улыбается Марина Юрьевна. – Конечно, выполнять обязанности старосты непросто. Очень много новых людей, новых законов, в селе идет активное частное домостроительство, и это порождает немало проблем. Одна из основных – отсутствие места, где сельчане могли бы общаться, знакомиться, обсуждать насущные дела. Потому люди разобщены. Дом культуры в Новой Деревне необходим, как, впрочем, и детский сад, потому что детей очень много. Что касается полномочий старосты, конечно, их нужно расширять. Зачастую на разъяснительные беседы люди не реагируют, общественный деятель для них не авторитет. А если бы мы могли обязать человека, например, порядок навести вокруг дома, запретить ему выбрасывать мусор за забор, толку было бы больше. К сожалению, такими полномочиями не только старосты, но и, как это ни парадоксально, руководители отделов по управлению территориями не обладают. И зря.