Впервые об этом проекте в областном центре заговорили в 2013 году. Его разработчики с энтузиазмом разъясняли горожанам преимущества увода автодороги в тоннель под железнодорожный переезд, и предлагали запастись терпением на период строительства. Закончить его планировали в 2015-м.
Казалось, вопрос решен, а польза очевидна: пробки на улице Сахалинской в этом месте возникают регулярно, в полном соответствии с расписанием движения железнодорожного транспорта, и именно по этой причине избежать их невозможно. Ситуацию усугубляет то, что расположенный в районе переезда микрорайон являет собой настоящий торговый городок с давно накатанными проездами, въездами и выездами, и концентрация автотранспорта там максимальная. Поэтому возможность избавиться от заторов была принята горожанами с воодушевлением.
Но в 2015 году жители Южно-Сахалинска с разочарованием узнали, что строительство тоннеля невозможно, поскольку он рискует быть затопленным грунтовыми водами. Оказалось, что их уровень на 2,5 метра выше отметки, полученной при проведении изысканий, а чтобы воду отвести, потребуются огромные деньги и немалое время. Поэтому проект свернули.
Сегодня идея строительства тоннельного автопроезда на Сахалинской вновь в центре внимания.
- Губернатор Валерий Лимаренко поддержал возобновление этого проекта, особенно на фоне того, что сейчас идет интеграция железной дороги в схему городского транспорта, - объясняет руководитель центра развития городской среды «Наш город» (ЦРГС) Василий Вишневский. - Ожидается, что буквально через пару лет значительно увеличится частота движения пригородных поездов, в результате в моменты пиковых транспортных нагрузок переезд будет перекрываться полностью на час, что создаст большие трудности для автомобилистов.
Для начала сотрудники центра занялись изучением проектной документации 2013 года, чтобы понять, что пошло не так, и минимизировать риски при ее обновлении. Следующий шаг – создание предпроектных разработок. Их будет несколько. Объект крайне сложный, поэтому необходим выбор оптимального варианта решения, который предотвратит возникновение непредвиденных ситуаций.
- Те предложения, что были заложены в первоначальном проекте, чрезмерно сложны, дорогостоящи и инфраструктурно неоправданны, - поясняет Василий Вишневский. - Сейчас уже есть новые технологии прокладки путей, инновационные решения, которые позволяют не останавливать движение поездов при проведении строительства. То есть мы вполне можем выполнить задачу, доставляя горожанам минимум неудобств. Что касается грунтовых вод, думаю, это тоже не проблема. Есть более сложные проекты, к примеру метро, тоннели глубокого залегания, где грунтовые воды отводятся путем соответствующих технологических приемов. Поэтому очевидно, что в нашем случае вносить изменения в проектную документацию необходимо. Мы должны четко понимать, что нужно сделать, чтобы запустить строительство и успешно его завершить.
Прежний проект предполагал, что автомобильная дорога вместе с пешеходными переходами нырнет под железнодорожное полотно. Причем тоннель был спланирован довольно глубоким, поэтому спуск в него предполагали начинать от улицы Ленина. В результате автомобилисты теряли возможность заездов с улицы Сахалинской на Крюкова и Вокзальную, а выехать на нее могли только с Вокзальной направо. Таким образом торговый городок запирался со стороны Сахалинской, что грозило автоколлапсом внутри него.
Но сейчас появилась технологическая возможность поднять полотно железной дороги на определенную высоту, что позволит расположить тоннель на метр выше прежнего, соответственно укоротив подъездной путь. Это поможет сохранить традиционные маршруты между улицами торгового городка.
Отследить ход работы над проектом подземного автопроезда, а также другие идеи и решения сотрудников центра развития городской среды «Наш город» можно на телеграм-канале «Градовод».