пт, 27 дек.
00:59
Южно-Сахалинск
-11 °С, облачно

Классный учитель

5 октября 2018, 06:51Наше интервью
Фото:
История о том, как один мальчик мечтал стать Индианой Джонсом и что из этого получилось.
Впервые этот парень поразил меня на уличном концерте «Вольных музыкантов» глубоким, проникновенным чтением стихов. Как оказалось, не только чужих, но и своих. Потом потряс искрометным чувством юмора и добрым отношением к людям. Много позже я узнала, что этот веселый молодой человек – преподаватель, причем успешный. Его высокий рейтинг подтвердил прошлогодний конкурс «Учитель года», когда детское жюри объявило педагога лучшим, а взрослое присудило победу в номинации «Душа конкурса». Итак, давайте знакомиться. Алексей САНЬКОВ, учитель истории и обществознания Восточной гимназии Южно-Сахалинска.
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
Алексей Саньков родился в 1993 году в г. Горно-Алтайске. Вскоре семья перебралась на Сахалин, поселилась в Охе. После окончания школы в 2010 году Алексей поступил в СахГУ. В 2011-м стал участником благотворительного движения «Вольные музыканты». Работает учителем истории и обществознания в Восточной гимназии Южно-Сахалинска. Классный руководитель, педагог дополнительного образования. Участник общественной организации «Объединение молодых учителей». Пишет стихи, есть публикации в различных сборниках, в том числе за пределами Сахалинской области. Призер многих конкурсов в номинации «Художественное слово». Музыкант группы «Экарма».
 – Алексей, кем вы мечтали быть в детстве?
 – Я мечтал о разном. Конечно, по мере взросления эти мечты менялись. Когда я посмотрел фильмы про приключения Индианы Джонса, захотел быть, как он, археологом, кататься по Египту и раскапывать гробницы. Потом по телевизору пошли «Тайны следствия», и я понял, что хочу стать следователем, бороться с преступниками и помогать людям. В 11-м классе я вновь увлекся историей, начал играть в КВН и серьезно заинтересовался медициной. Но в результате поступил в Сахалинский государственный университет на исторический факультет. Причем изначально учителем быть не хотел, планировал, как Эдвард Радзинской, рассказывать людям о парадоксах истории. Но произошло некое перенаправление интересов. В студенчестве я много работал с детьми, вначале аниматором, потом вожатым. И, что самое интересное, у меня получалось. После окончания университета еще год вожатствовал, а потом решил, что пора отправляться в школу, и стал учителем истории в Восточной гимназии Южно-Сахалинска.
 – Когда вас впервые назвали по имени-отчеству, какие чувства вы испытали?
 – Мне было забавно. Адаптироваться к этому помогла работа вожатым, где нас величали по-взрослому, и я постепенно притерпелся. Но не привык! Хотя, конечно, панибратства от учеников не приемлю. Мои ребята как-то оформляли классный уголок. Себя они изобразили в виде звездочек, а меня – полумесяцем. Чтобы вместить на нем длинное «Алексей Александрович», банально не хватило места, и они большими буквами написали – ЛЕША. Я, конечно, не бубубукал по этому поводу, но полумесяц со стенда снял. Субординация нужна, без этого никак.
 – Если совсем недавно мы представляли в роли учителя пожилую авторитарную тетеньку, то сегодня этот стереотип ушел в прошлое. Современный педагог молоди энергичен. Он не просто передает ученику какой-то объем знаний, а учит его самостоятельно идти к поставленной цели. Это так?
 – Да, это наша сверхзадача. Но нахрапом ее решить невозможно. Мое личное мнение однозначно: школа в принципе устарела и нынешнему времени уже не соответствует. Глобализация – неотъемлемая реалия нашей жизни, и это нормальный процесс. Отрицать ее так же нелепо, как утверждать, что Земля плоская. Поэтому надо учиться жить, учитывая это обстоятельство. Все мы, в том числе и наши дети, сегодня получаем тонны информации, и я понимаю, что моя задача как учителя – научить своих учеников выбирать то, что нужно, и правильно этим пользоваться. Почему советская система образования считалась лучшей? Потому что отсутствие свободного доступа к источникам информации побуждало к ее поиску, то есть срабатывал принцип запретного плода. Это то, чего не хватает современному подрастающему поколению. Получается, дети хотят учиться, но не понимают зачем, если все можно найти в Интернете. Поэтому надо им объяснить, что Всемирная сеть – это всего лишь инструмент и нужно правильно уметь им пользоваться.
На уроке
 – Насколько я знаю, вы проводите уроки-реконструкции…
 – Да, я попробовал эту методику в 6-м классе в прошлом учебном году. Ребята сами мастерили доспехи и шлемы из картона, было смешно и интересно. Мы устраивали в классе Ледовое побоище и Куликовскую битву, причем дети заранее расписали ход этих сражений и следовали им неукоснительно. Кроме того, различные ситуации мы разыгрываем и на обществознании, ученики с удовольствием занимаются такой театрализацией. Однако самый любимый мой способ преподавания, который я защищал на конкурсе «Учитель года», – это дискуссия. Получается реально интересно. Перед проведением дискуссии я обычно по-другому рассаживаю учеников. Мы ставим парты в круг, квадратом либо вовсе их убираем и сидим друг перед другом, глаза в глаза. Именно таким образом я построил свой открытый урок на «Учителе года», и ребятам это очень понравилось.
Урок-реконструкция
 – Поэтому вы и получили приз детского жюри…
 – Да, и горжусь этим. Считаю, что только дети могут справедливо оценить работу учителя. Они мне сказали: «Вы прикольный». Отличная оценка!
 – Кстати об оценках. Насколько вам легко либо сложно оценивать учеников?
 – Я к этому до сих пор не могу привыкнуть. Оценка – вещь субъективная. И гарантией того, что ученик действительно знает предмет, не является. Так я и говорю своим ребятам. Скорее, оценка – показатель трудоспособности ребенка, а не гибкости ума. Поэтому зачастую усидчивые ученики со средними данными имеют лучшие оценки, нежели их способные, но ленивые одноклассники.
 – Что для вас самое трудное в работе и что самое приятное?
 – Начну с приятного. Это когда дети проявляют настоящий, живой интерес к тому, о чем ты им рассказываешь, и начинают бурно обсуждать тему, анализировать... У меня в такие моменты просто все замирает внутри от радости, и я понимаю, что не зря здесь нахожусь. Ну а худшее, что есть сегодня в учительстве, это бумажная работа. Какие-то постоянные отчеты, участие в не очень понятных и явно никому не нужных мероприятиях. Конечно, многое спускается сверху, и зачастую все друг друга этим просто мучают. Но в целом для детей у нас делается очень много интересного и полезного. Правда, хотелось бы поменять устаревшие форматы, например надоевшие всем олимпиады. Для меня показательным стал кинофестиваль «Край света», где реализуют очень удачные модели работы с детьми, начиная от просмотра фильмов под открытым небом, заканчивая работой мастерских в шатрах. В этом же ряду WorldSkills, теперь ждем спортивных игр «Дети Азии». Очень хорошо, что есть приток свежих идей. Впрочем, и мы не лыком шиты, тоже умеем разрабатывать и успешно осуществлять хорошие проекты. Например, шоу «Две звезды», где вместе поют учитель и ученик. Еще одно интересное мероприятие – педагогический бал с участием школьников. Это вещи, которые до нас никто не делал. Возможность учителям собраться вне школы и научиться танцевать вальс –это круто!
 – Чем вы занимаетесь в гимназии помимо непосредственно преподавания?
 – С этого года я руковожу интеллектуальным клубом «Логос». Продолжаю работу со школьным радио «Восточка-FM». Конечно же, занялся КВНом, хочу собрать команду и выставить ее в феврале в школьной лиге. Ну и классное руководство, которым я занялся в мае прошлого года. На мой взгляд, это отдельная педагогическая профессия. В Москве, кстати, всем учителям, кто взял на себя классное руководство, сделали неплохую прибавку к зарплате. Все-таки это серьезный труд, требующий полной самоотдачи. По сути, классное руководство – самое крутое, что есть в работе учителя! Это мои дети, я с ними на связи постоянно. Хорошо, что есть WhatsApp, это в какой-то степени упрощает ситуацию. Я не представляю, как наши учителя, не имея мобильных телефонов, со всем этим управлялись. Знаю, что ходили к ученикам домой. Впрочем, и без этих походов нагрузка и ответственность на классных руководителях лежит огромная.
С "Вольными музыкантами"
 – Ваши ученики знают, что вы участник движения «Вольные музыканты» и стритуете?
 – Знают все. И все за. Я вижу, как мои ученики подходят, когда я пою,и кладут в коробку деньги, жертвуя больным детям свои сбережения. А однажды мой класс ходил со мной на стрит. Ребята помогли мне донести стенд, коробку и стояли рядом, подпевали. Совершенно нормально они это воспринимают… – Вы не жалеете, что пошли работать в школу? – Нет. Мне интересно. Радует, что нашу работу оценивают достойно, и это правильно. Но я очень четко понимаю, что останусь здесь до определенного момента. У меня очень много идей, и откладывать их на потом я не хочу. Поэтому школа для меня – отличная стартовая площадка.
Беседовала Юлия ВЯТРЖИК
Авторы:ADMIN admin