Южно-Сахалинск гостеприимно принимает людей разных национальностей, и они отвечают ему щедростью души и таланта.
Вот уже без малого 40 лет преподаватель эстрадного вокала и фортепиано южно-сахалинской детской школы искусств № 2 и областного центра внешкольной воспитательной работы Наринэ Бориковна ПОГОСЯН открывает юные дарования и помогает им развиваться. Многие ее воспитанники стали призерами и лауреатами конкурсов и фестивалей разного уровня – вплоть до международного.
Жизнелюбию и энергии этой замечательной женщины можно только позавидовать. Она ни разу за всю трудовую деятельность не была на больничном. Даже в декретном отпуске после рождения старшего сына задерживаться не стала и через 15 дней после родов вернулась преподавать.
– Моя работа дает мне огромное количество сил, живу ею и достижениями моих ребят. Именно они – мой вечный генератор энергии и радости, – говорит Наринэ Бориковна.
На Сахалин она попала в 2006 году. До этого больше 25 лет проработала в Ереване, в районном Доме пионеров, сначала концертмейстером, а потом заместителем директора. Признается, что за столь долгое время работы было всякое.
– Вспоминаю до сих пор, как нам сказали в 90-е годы: «Денег на зарплату нет, идите по домам». А только в нашем учреждении работало 200 человек! И в каждом таком Доме пионеров занимались 12001400 детей, – вспоминает Наринэ Погосян.
Отчаявшиеся женщины обратились за помощью к католикосу – главе армянской церкви.
– Если бы закрытие состоялось, на детском развитии можно было бы ставить крест. А ведь мы не только занимались творчеством, мы еще изучали армянскую культуру, поддерживали ее. Католикос нам очень помог, изыскал через спонсоров средства на зарплату педагогам и оснащение учреждений и держал нас под крылом несколько лет, пока жизнь не наладилась, – рассказывает Наринэ Бориковна.
«На Сахалине люди хорошие!»
Ее муж в это же время работал на Сахалине, настойчиво зазывал туда и жену с двумя сыновьями. Но Наринэ отказывалась – не хотела уезжать из теплой Армении, бросать ребят, у которых преподавала и к которым очень привязалась.
– А потом наш старший сын выучился в московском медицинском институте и стал искать работу. Тут уже муж не выдержал: «Что это такое: жена в Ереване, сын в Москве, я на Сахалине! Приезжайте сюда, вам обязательно понравится, тут легко жить и люди очень хорошие». Сын приехал в 2005 году, сразу же нашел работу. Он был в восторге от того, что здесь все без выкрутасов, можно просто зайти к главному врачу в кабинет и поговорить. В Москве такое немыслимо, – объясняет Наринэ Погосян.
После переезда сына в Южно-Сахалинск она не выдержала и тоже отправилась на остров. Здесь она с помощью армянской общины открыла небольшую школу, где занималась с ребятами национальной культурой: песней, танцами, рукоделием. Разрабатывала эскизы костюмов для детей, кропотливо подбирала ткани и орнаменты, тщательно готовила программы для выступлений. Но однажды по независящим от нее обстоятельствам любимую школу пришлось оставить.
– Тогда такое отчаяние нахлынуло, словами не передать, просто руки опустились, – признается она. – А потом будто второе дыхание открылось. Я тогда уже трудилась здесь, в областном центре внешкольной воспитательной работы, и для себя решила, что соберу детей, и мы прославимся. Прошел год, и у меня появился ансамбль «Лучики», который быстро стал известным сначала на Сахалине, а потом и далеко за его пределами. Параллельно я работаю в детской школе искусств № 2.
У Наринэ Бориковны Погосян 36 дипломов за победу и участие в различных конкурсах. В 2008 году получила Гран-при на международном фестивале «Улыбка мира». Наринэ Погосян – педагог высшей категории, лауреат премии Сахалинской области «За значительный вклад в развитие дополнительного образования детей». Имеет многочисленные награды, среди которых почетные грамоты министерств образования и культуры Сахалинской области, Городской Думы города Южно-Сахалинска.
Ее ученики выступают не только в России и Армении, но и во Франции, Австрии, Республике Корее и других странах. Регулярно привозят дипломы и награды. Например, в 2012 году юная Валерия Игитян завоевала в Вене на международном конкурсе диплом лауреата I степени по вокалу и лауреата III степени по фортепиано.
А в 2016 году группа учениц из «Лучиков» и школы искусств привезла в родной Южно-Сахалинск целую охапку дипломов лауреатов, полученных на международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Цветы жизни» в Сеуле.
Наринэ Бориковна вкладывает в работу с детьми всю душу.
– Многие думают, что для достижения успеха достаточно просто регулярно петь, – говорит она. – Ко мне иногда приходят дети, которые, по словам родителей, несколько лет занимались в хоре и учились у известных преподавателей. А на прослушивании выясняется, что ребенок вообще не умеет задействовать артикуляционный аппарат или правильно дышать. И я учу его это делать. Меня порой ругают: мол, надо, чтобы больше групповой работы было. А я отвечаю: «Вам для отчетности занятия нужны или чтобы дети реально результаты показывали? Как я могу ставить речевой аппарат 20 разновозрастным ученикам одновременно?» А так как у нас действительно достижений огромное количество и вся стена в кабинете в международных дипломах, то в итоге люди со мной соглашаются, и я работаю по своей методике.
Всего в «Лучиках» занимаются 42 человека в возрасте от 4 до 18 лет. Начинающие через какое-то время обычно переходят в хор, а самые талантливые и трудолюбивые становятся солистами.
Особенной гордостью Наринэ Погосян являются ребята с ограниченными возможностями здоровья, которые тоже поют в ансамбле. Например, маленькая Настя Мельниченко передвигается в инвалидной коляске, но это не мешает ей регулярно выступать на концертах как в России, так и за ее пределами и привозить с конкурсов дипломы и награды.
– Когда Настя первый раз пела на сцене, я рыдала так, что не могла остановиться, – признается Наринэ Бориковна. – На репетициях вообще тяжело: с одной стороны, жалеешь особенных детей, а с другой – понимаешь: пение – это труд и надо выкладываться полностью, вне зависимости от ситуации. Но поначалу было так: они на репетициях поют, а я сижу и плачу. Хоть и ругала себя за то, что нюни распустила, но помогало слабо.
До сих пор вспоминает педагог Сонечку Курдюкову, которая ослепла после страшной аварии, произошедшей на Пасху. Девочка долгое время ходила к ней заниматься, пока ее не увезли на материк, где есть преподаватели, которые могут научить азбуке Брайля.
– Соня пела настолько красиво и трогательно, что меня слезы душили, – вздыхает Наринэ Бориковна. – Поначалу я даже не смотрела на нее, сзади стояла, руку ей на плечо положу, глаза закрою и подсказываю. Не знаю, можно ли окончательно свыкнуться с тем, что рядом с тобой дети, у которых беда, а ты ничем не можешь им помочь.
Работа с такими детьми всегда ведется индивидуальная, и практика, по словам педагога, очень сильно отличается от теории.
– Я перечитала огромное количество литературы по методике преподавания для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но большую часть знаний я все равно получила через личный опыт. Могу однозначно сказать, что все дети абсолютно разные, даже если диагнозы схожие. К каждому нужен индивидуальный подход. Например, у Насти Мельниченко есть сестренка Соня, тоже с особенностями здоровья. Так они совсем непохожи: Настя чувствительная, трепетная, сестра ее более спокойная, серьезная. Конечно, их нужно учить по-разному, – рассказывает преподаватель.
На вопрос, как реагирует семья на то, что мама и бабушка на работе с 9 утра до 9 вечера, женщина отвечает:
– Они меня понимают и во всем поддерживают. Да и сами поют – и муж, и сыновья, и внуки. Самой младшей внучке 4 годика. Она недавно услышала, как мы исполняем песню под названием «Россия», и загорелась ею: «Бабушка, я хочу ее петь!» Дома с невесткой делают вокальные упражнения, даже повесили листочек с ними на холодильник, чтобы не забыть.
Но не только в пении и педагогической деятельности черпает радость и силы Наринэ Бориковна. Еще одно ее увлечение – коллекционирование. В собрании педагога более 300 статуэток клоунов.
– Друзья, знакомые и коллеги знают о моей слабости и регулярно привозят мне из поездок подарки на эту тему. Удивительно, но всегда есть определенное сходство между клоуном и дарителем, – улыбается Наринэ Погосян. – Вообще, я считаю, что все мы немного клоуны. Какой бы тяжелой жизнь ни была, сколько бы проблем ни наваливалось, все равно стараемся улыбаться, играть, радоваться жизни и радовать других.