20 лет назад, тоже в мае, я впервые переступила порог главного вуза области и отправилась записываться на подготовительные двухнедельные курсы. Через несколько месяцев я стала студенткой филологического факультета. Именно мы, поступившие в 1998 году, стали первыми, кто получил дипломы не пединститута, а СахГУ.
О том, как создавался Сахалинский государственный университет и чем он сейчас живет, мне рассказали специалисты, настоящие живые легенды этого учебного заведения, проработавшие в нем все эти годы.
– О том, что в регионе нужен университет, заговорили еще в начале 90-х годов. Одним из первых официальных органов, поддержавших идею его создания, стал президиум Южно-Сахалинского городского Совета народных депутатов. Но, чтобы двери университета наконец открылись, понадобились долгие 8 лет, килограммы писем, приказов и других документов, неоднократные согласования с федеральным Министерством образования, – вспоминает президент СахГУ, его первый ректор Борис Мисиков.
В педагогическом институте работали 80 кандидатов и 4 доктора наук. Для создания университета этого оказалось недостаточно, и из Москвы был дан совет – наращивать «кадровые мускулы». Было также предложено изменить структуру действующего института и включить в его состав три колледжа: Александровск-Сахалинский и Южно-Сахалинский педагогический, а также театральный, тогда существовавший при областном драматическом театре. Чуть позже к ним присоединился и политехнический колледж.
Историческая справка: в 1949 году был создан Южно-Сахалинский учительский институт, у которого имелись всего два отделения. В 1954 году учительский институт был преобразован в Южно-Сахалинский государственный педагогический институт. 27 мая 1998 года на базе ЮСГПИ создан Сахалинский государственный университет.
Сейчас в СахГУ по 46-ти программам среднего и высшего профессионального образования учится около 9 тысяч студентов. В 1998 году их было около 5 тысяч. Самыми популярными специальностями являются «Нефтегазовое дело», «Электроэнергетика» и «Учитель физической культуры», конкурс при поступлении на них в среднем составляет 3-4 человека на одно место. Как рассказал и. о. ректора СахГУ Олег Федоров, университет по-прежнему является главным вузом области. На 37 кафедрах работают более 300 преподавателей, из них 110 кандидатов наук и доцентов, 32 доктора наук, 19 действительных членов и членов-корреспондентов российских и международных академий.
Ведется тесное сотрудничество с различными корпорациями, которые готовы принимать на работу выпускников вуза. Например, компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» закупает для СахГУ учебное оборудование, обеспечивая им не только созданный с ее помощью нефтегазовый институт, но и такие направления, как география, биология, электротехника, физика. В университете действует лучшая на Дальнем Востоке лаборатория физико-химических исследований, где изучают экологическую безопасность нефтегазовой отрасли. За счет компании ЭНЛ было проведено обучение преподавателей вуза за рубежом, а скоро они поедут на стажировку в Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина.
– В прошлом году президент России Владимир Путин поставил задачу открыть кафедры ведущих вузов в университетах Дальнего Востока. СахГУ первым начал эту деятельность: с сентября 2017 года ведется совместная работа с РГУ имени Губкина. Его преподаватели приезжают читать лекции в нашем нефтегазовом институте, – говорит Олег Федоров.
В ближайшей перспективе будет открыто еще одно направление подготовки – агроинженерия.
– Правительством области ведется целенаправленное восстановление сельского хозяйства, создано множество форм поддержки для предприятий, работающих в этой сфере. Так что кадры будут нужны в любом случае, и мы можем их обучать. Сейчас прорабатываем вопросы лицензирования этого направления подготовки. Помощь в обучении наших студентов обещают оказывать как российские коллеги, так и зарубежные – из японских университетов, – сказал Олег Анатольевич.
На цокольном этаже университетского корпуса на улице Пограничной расположен уникальный биотехнопарк «Сахалинский», населенный крабами, устрицами, гребешками и другими обитателями морей. Изучение их жизни впоследствии поможет в промышленных масштабах заниматься воспроизводством аквакультуры. Результатов исследований с нетерпением ждут островные предприниматели.
Гордостью университета является археологический музей. В октябре нынешнего года ему исполнится 10 лет. В его фондах находятся более 130 тысяч экспонатов, в экспозиции представлены около 200.
Инициатор создания музея - заведующий Сахалинской лабораторией археологии и этнографии, заведующий кафедрой российской и всеобщей истории СахГУ, доктор исторических наук Александр Александрович Василевский. Но он считает, что музей – детище всего научного коллектива.
- Здесь у нас представлены орудия из камня и металла, керамика, украшения из кости и бронзы, предметы быта различных народов, обитавших на территории Сахалинской области и ближайших регионов. Мы хотели оживить былые эпохи, показать наглядно, как протекала жизнь в далекие времена на наших островах и в большом мире, - говорит Александр Василевский.
Несколько лет назад возник вопрос о необходимости строительства студенческого кампуса для СахГУ. Общежития и учебные корпуса вуза разбросаны по всему городу, что явно не способствует его развитию. В дефиците спортивные сооружения.
– Недавно мы беседовали с губернатором области, который готов вернуться к этой теме. На мой взгляд, кампус надо строить не в районе «Олимпии», как планировали раньше, а где-то в городе, чтобы для студентов было все необходимое в шаговой доступности, – считает и. о. ректора СахГУ.
Университет с удовольствием открывал бы обучение многим специальностям, необходимым для области. Но для этого нужна соответствующая база, для создания которой требуются немалые средства.
– Например, приходят представители разных строительных фирм, говорят: «Не хватает кадров!» Мы отвечаем: «Давайте заключать контракт! Обучим специалистов, они придут к вам работать». Слышим: «У нас нет денег. А бесплатно нельзя?» Но мы не можем без финансирования: обучение одного студента стоит примерно 180 тысяч в год! Вот «Эксону» нужны нефтегазовые специалисты, за них платят, целый институт создали. Почему строители не могут хотя бы частично компенсировать обучение кадров, в которых так нуждаются? – недоумевает Олег Федоров.
– Сейчас ведь введено подушевое финансирование, то есть меньше студентов – меньше выделяемых на университет средств. А учащихся вследствие демографических обстоятельств немного. По-прежнему велико желание выпускников сахалинских школ учиться в вузах на материке. Но и в таких сложных условиях нужно выживать, сохранять оптимальные направления подготовки и ядро научных исследований, – говорит руководитель СахГУ.
При всех проблемах, уточняет он, ни одной педагогической специальности закрыто не было, их сохранение изначально было непременным условием работы.
– Но число абитуриентов стало уменьшаться. В начале существования университета на педагогов учились по 50-60 человек на потоке, сейчас на лекциях сидят по 12-15 студентов, и это, считается, хорошо. Но престиж учительского труда постепенно восстанавливается, и мы надеемся, что наши аудитории начнут заполняться, – считает Олег Анатольевич.
По словам проректора по воспитательной работе и социальным вопросам Светланы Барышниковой, для ее команды одной из главных перемен, произошедших 20 лет назад, стало появление несовершеннолетних учащихся, чьи средние специальные учебные заведения были поглощены университетом.
– К нам они приходят в 15-16 лет, многие тяжело переживают расставание с родителями. Конечно, здесь нужен особый подход, и мы заботимся о них, как о детях, – рассказывает Светлана Владимировна.
Университет живет бурной, насыщенной жизнью. Ежегодно в его стенах проходят более 100 различных мероприятий от научных конференций и международных студенческих форумов до КВН и конкурсов красоты. Успешно действует волонтерский центр, в котором участвуют около 150 человек.
– Мы стараемся воспитывать из каждого студента разностороннюю личность, – говорит Светлана Владимировна. – Поэтому создаем все условия для их развития, реализации творческого и интеллектуального потенциала. И с удовольствием видим, что наши старания не пропадают. Мы же отслеживаем судьбу и трудоустройство наших выпускников в течение трех лет. Но и по прошествии этого времени многие бывшие студенты частенько приходят в аlma mater. Встречаем их как желанных гостей!