В Южно-Сахалинске успешно реализуется федеральный проект «Бережливая поликлиника».
Система организации работы российских поликлиник формировалась десятилетиями. Однако закоснелые традиции, заложенные в советские времена, давно уже не устраивают ни пациентов, ни врачей. Чтобы изменить ситуацию, в октябре 2016 года в нескольких регионах России стартовал пилотный проект «Бережливая поликлиника». В апреле 2017-го его участниками стали два медицинских учреждения Южно- Сахалинска - городская поликлиника № 2 и детская городская поликлиника. В канун Дня медицинского работника они подводят первые итоги реализации проекта.
- Мы работали как проклятые весь этот год! - вспоминает главный врач детской городской поликлиники Татьяна Колба. - Для начала провели исследование: засекали время прохождения пациентом маршрута по поликлинике буквально с секундомером в руках. В результате поняли, где необходимо оптимизировать процессы, и занялись преобразованием.
Перечень проблем в детской поликлинике традиционен для большинства островных медучреждений: очереди в регистратуру, трудности с записью по телефону, огромные очереди при проведении профилактических прививок, непомерно растянутые сроки прохождения профосмотров, загруженность врачей второстепенной работой.
Спустя год здесь полностью преобразована работа регистратуры. Отныне она безбарьерная, то есть регистраторы общаются с пациентами напрямую. Им в помощь - администратор, который оперативно решает возникающие проблемы. Из регистратуры убрали картотеку, переведя ее в отдельный кабинет. Кроме этого сотрудников освободили от необходимости отвечать на телефонные звонки. Этим занимаются специалисты колл-центра.
Безбарьерная регистратура в детской поликлинике
Огромным подспорьем стали отдельная подростковая регистратура и кабинет «Здоровое детство», где фельдшер принимает тех, кому нужна лишь справка, больничный и так далее. Кроме этого открыты второй прививочный кабинет, кабинет неотложной помощи, оптимизирована работа лаборатории. Наконец, в рамках реализации проекта впервые за все время существования поликлиники был сделан капитальный ремонт первого этажа, закуплено новое современное оборудование, организованы детские игровые зоны и дневной стационар.
Первые результаты убедили сотрудников детской поликлиники, что они на верном пути.
- Возьмем показатели работы регистратуры, - объясняет Татьяна Колба. - Раньше в среднем человек стоял в очереди 10 минут, сейчас 4-5. На попытки записаться к врачу по телефону уходило до 30 минут, сейчас не более 10. Время ожидания приема врача у кабинета еще год назад доходило до 40 минут, теперь вполовину меньше. Прогресс налицо.
Подобные преобразования произошли и во второй поликлинике Южно-Сахалинска. Пациенты уже привыкли и к безбарьерной регистратуре, и к электронной очереди. Созданы колл-центр, отдел хранения амбулаторных карт. Закуплена новая аппаратура, сделан ремонт первого этажа и фасада поликлиники, облагорожена прилегающая территория. Оптимизирована работа процедурного кабинета и лаборатории. Помимо этого все работники регистратуры и администраторы прошли курсы повышения квалификации и специальные тренинги. Это было сделано впервые в практике работы поликлиники и дало очень хорошие результаты.
- В первую очередь тяжело было менять мышление медработников, - рассказывает заведующая III терапевтическим отделением поликлиники, главный внештатный терапевт министерства здравоохранения Сахалинской области Мила Тен. - Когда мы запустили открытую регистратуру и исчез барьер между пациентом и сотрудником, сразу уменьшилось количество жалоб на нарушение регистраторами этических норм. Они стали намного лучше, терпеливее относиться к пациентам, и это очень хороший результат.
Работа по внедрению принципов «Бережливой поликлиники» продолжается. В положениях проекта много нюансов и моментов, требующих времени для их реализации. Это в том числе изменение самосознания и отношения к профессии у с амих врачей. Сейчас обе поликлиники фактически стали обучающей базой для лечебных учреждений Сахалинской области. Туда едут перенимать опыт, с их сотрудниками советуются и консультируются. Проект «Бережливая поликлиника» рассчитан до апреля 2023 года. Предполагается, что к этому времени все поликлиники островного региона и России в целом полностью изменят свою работу.
Безбарьерная регистратура в поликлинике №2
- Мы должны прийти к тому, чтобы пациент при минимуме затраченного времени получал максимально качественную услугу, - объясняет Мила Тен. - А это в свою очередь позволит добиться глобальных целей - увеличения продолжительности жизни, повышения работоспособности населения, уменьшения инвалидизации. Главное, чтобы пациенты шли в поликлиники с желанием и были мотивированы на лечение. Для этого мы и проводим такие масштабные перемены.