В рамках проекта «Дальневосточный гектар» южносахалинка Юлия Хафизова создает парк и кемпинг для жителей и гостей острова.
Юлию друзья называют эльфой - за внешность хрупкой принцессы и огромную любовь к природе. Она работает в одной из международных нефтяных компаний, а в выходные и праздники восстанавливает заброшенный парк в одном из сел Долинского района. Эту землю девушка взяла в рамках проекта «Дальневосточный гектар».
– Парк я хорошо знаю с детства, у моих родителей рядом с ним небольшой участок, – говорит Юлия Хафизова. – Как рассказывали старожилы, раньше тут находился японский поселок Айхама. А на месте парка – японская метео- станция и госпиталь, вокруг которых был разбит прекрасный сад с множеством деревьев. Среди них черемуха, маньчжурский орех, бархатное дерево, а также множество эндемиков, характерных только для наших широт. В местной школе много десятилетий была прекрасная традиция – выпускники и учителя ежегодно в день последнего звонка делали общую фотографию на большой поляне в этом парке. Месяц назад я беседовала с одной из старейших жительниц села, листала старые фотоальбомы. Мне удалось увидеть те фотографии. Там огромные сосны, целые заросли кедрового стланика, качели, цветет черемуха. И стало горько от того, что такая хорошая традиция забыта.
Юлия регулярно навещала парк. Однажды приехала на каникулы и увидела на его месте разруху и запустение.
– Часть деревьев сломало ураганами. Остальные вырубили и, видимо, волокли как попало, все кустарники и цветы переломали,– вспоминает девушка. – Кучи мусора и гора битых бутылок. В вырубленной роще собирались местные алкоголики. Смотреть на такое было невыносимо. Поскольку к парку прилегает участок моих родителей, мы начали каждый год потихоньку убирать и эту территорию. Но что могут сделать четыре человека против толпы тех, кто привык здесь мусорить? Мы только вычистим лес – его опять загадят!
Так продолжалось несколько лет. Юлия окончила институт и начала работать вахтовым методом. Однажды она услышала, что правительство России планирует выдавать землю в рамках большого проекта «Дальневосточный гектар».
– И меня озарило – вот оно! Нужно взять эту землю в собственность и снова создать на ней парк. Честно говоря, я даже не задумывалась над тем, как буду это все воплощать и сколько сил и средств потребуется, конкретных идей не было вообще, – признается Юлия Хафизова. – А вот желание было огромным. До момента, когда проект начинал работать в нашей области, оставалось два года, но я уже жила с мыслью о том, как все приведу здесь в порядок.
Скооперировавшись с мамой и сестрой, Юлия получила около трех гектаров, в которые вошли старый парк и кусочек футбольного поля. Никаких бюрократических проволочек на пути к мечте не возникло, договор девушка получила на руки уже спустя два месяца после подачи заявления, ранней весной 2017 года.
Изначально ей хотелось просто облагородить этот участок, привести его в надлежащий вид, посадить деревья. Юлия планировала уже летом прошлого года приступить к садовым работам, но более детальное изучение территории показало, что до облагораживания еще далеко – для начала необходимо избавиться от мусора.
– Двадцать лет это все стояло в запустении, – говорит владелица гектаров. – Школьники во время летней практики иногда приходили убираться, но потом эта традиция сошла на нет. Ни местная администрация, ни жители не изъявляли желания выйти на субботник, хотя многие там периодически отдыхали. Мы с семьей и друзьями собрали своими силами и вывезли более 10 тонн мусора.
Территорию парка придется огородить, так как местные жители привыкли там пасти коров, проезжать к реке на больших машинах, разбивая при этом парковые тропинки. На этой почве неоднократно возникали конфликты, и однажды дело дошло до того, что Юлию обвинили, будто она незаконно узурпировала землю и отняла у жителей футбольное поле.
– Землю на общих основаниях мог взять любой, так же, как и мы, но никто этого не сделал. Это уже официально наша частная территория, которая закреплена договором и за которой мы ухаживаем. Естественно, в более приглядном состоянии она привлекает к себе людей. Мы были бы не против, если бы сельчане просто приходили и играли в футбол. Но каждый раз после себя они оставляли бумажки, пакеты, бутылки и окурки, которые невероятно сложно убрать из травы, а разлагаются они 10-12 лет. Мы неоднократно просили уносить мусор с собой, но нашим просьбам никто не внимал, – рассказывает Юлия. – В итоге мы устали постоянно разгребать эти авгиевы конюшни, и людей пришлось выгонять.
По словам министра имущественных и земельных отношений Сахалинской области Елены Гах, в островном регионе заключено около 7 тысяч договоров в рамках закона о дальневосточном гектаре. Примерно половина граждан, получивших участки, определились с целевым использованием земель. Сегодня для них в области действуют 47 инструментов поддержки. Это различные гранты, субсидии и компенсации. Все о программе «Дальневосточный гектар» можно прочитать на сайте https://надальнийвосток.рф. Для подачи заявки нужно предварительно зарегистрироваться на сайте «Госуслуги». Впрочем, Юля Хафизова надеется, что рано или поздно люди поймут: к окружающему миру надо относиться с уважением.
– Я верю, что своим примером реально донести даже до взрослых людей: жить можно по-другому – быть культурными, чистоплотными, не мусорить, беречь природу, не вырубать деревья, не истреблять зверей, птиц и рыбу, – говорит она. – Конечно, это не произойдет за несколько лет, нужно перевоспитывать целые поколения, и я, вполне возможно, вовсе не застану счастливые перемены. Но все равно рада, если мне с мамой и сестрой удастся заложить это важное зерно изменения мира к лучшему. Думаю, если каждый житель Сахалина посадит в своей жизни хотя бы 20 деревьев, наш остров очень сильно изменится. И важно приучать к бережному отношению к природе младшее поколение. Дети наших знакомых в прошлом году помогали рассаживать в парке густо растущие елочки. Недавно ребята снова приехали и были в полном восторге от чуда: они сами подросли и маленькие деревья, которые они рассаживали, – тоже. Детвора начинает себя ассоциировать с этими саженцами и вырастает с ощущением, что человек – часть природы, и уже никогда не будет относиться к окружающему миру с варварским потребительством.
Да, работа на собственной земле требует вложения колоссальных физических, духовных сил и немалых средств.
– Дальневосточный гектар не предназначен для того, чтобы туда можно было приехать, пожарить мясо на мангале и насладиться отдыхом и красивым видом. Нет, здесь нужно, извините, пахать, по-другому получить результат невозможно, – говорит владелица участка.
В перспективе Юлия планирует открыть на территории парка кемпинг для всех желающих, где можно было бы ставить палатки, отдыхать.
– Мы создаем здесь место для качественного культурного времяпровождения. Будут прогулки по облагороженным тропам, игры на свежем воздухе, купание в речке и в море, расстояние до которого всего один километр, и другие интересные занятия для тела и ума. Мы организуем этот туристический уголок за свой счет. Я обращалась в соответствующие инстанции и услышала, что, если бы этот парк был в Южно-Сахалинске или городском округе, мне бы помогли, а так как он в Долинском районе, то и обращаться нужно туда. Расстраивает, что поддержка туризма на острове находится в зачаточном состоянии, а ведь таких культурных мест для отдыха очень не хватает. А если бы власти содействовали и в каждом районе нашлись бы энтузиасты, способные взять по гектару и также превратить их в зоны отдыха? Сахалин стал бы более привлекательным местом для туризма, – утверждает Юлия Хафизова.
Впрочем, часть знакомых не разделяют ее энтузиазма: когда она подала документы на получение гектара, ей много раз говорили, что ее планы – ерунда, никому это не нужно, да и хорошего куска земли без большого блата не получить.
– А когда у меня на руках уже был договор, некоторые прямо спрашивали: «Сколько заплатила, чтобы тебе дали землю?» И не верили, что нисколько. Вообще, получить гектар оказалось несложно, были разве что небольшие бюрократические проволочки. Просто некоторые люди хотят землю поближе к городу или на берегу моря, или в заповедной зоне, и в рамках программы им отказывают. Так и начинаются слухи о том, что без взяток никому ничего не дают. По крайней мере, мне об этом ничего неизвестно, – говорит Юлия. Она уверена – добрые люди к ее делу притягиваются, будто магнитом.
– Я не очень распространялась знакомым о своей идее – не хотелось очередной порции критики. Но однажды моя приятельница рассказала о парке друзьям, и те изъявили желание приехать и помочь убрать часть территории. Потом звонили люди, которые предлагали саженцы. Так у нас появились яблони, кедры, четыре сакуры и другие деревья. Некоторые смастерили кормушки и домики для птиц, которые снова возвращаются в оживающий парк. Собственно, поэтому и родилась идея создать не только зону отдыха, но и некую территорию сплоченности и дружбы, которая будет открыта для всех. На наших островах живут и работают представители многих стран и народов, и нам нужно дружить, – говорит Юля Хафизова.