25 лет назад в Южно-Сахалинске открыли областной центр социального обслуживания населения
Порой жизнь складывается так, что чужой человек становится ближе кровных родственников: он чаще приходит в гости и помогает не только в бытовых делах, но и в решении каких-то проблем. Для примерно 2 тысяч одиноких стариков, проживающих в Сахалинской области, родными людьми стали сотрудники областного центра социального обслуживания. Они обязательно приходят 2 раза в неделю, а иногда и чаще, моют посуду, готовят еду, делают влажную и сухую уборку, помогают пожилым людям подстричь ногти, волосы, побриться. Многие давно махнули рукой на перечень гарантированных услуг и помогают подопечным еще и вскопать огород, поколоть дрова, натаскать воду и уголь, помыть окна и так далее.
Директор областного центра социального обслуживания населения Ольга Орлова: "Мы любим своих подопечных!"
По словам директора центра Ольги Орловой, выход за рамки услуг по гарантии уже давно стал нормой для абсолютного большинства сотрудников.
- У нас все работают очень долго, случайные люди тут не задерживаются, неудивительно, что к своим старикам они так привязываются, что готовы помочь во всем, - рассказывает она. - Например, помощь в принятии ванны или душа не входит в обязанность соцработника, но кто же оставит подопечную бабушку немытой?! И в ванную отнесут, и помоют, и вынесут обратно, уложат на кровать… И все, как говорится, на своем горбу. Или мытье окон. Я обычно не разрешаю этого, потому что опасно, особенно на верхних этажах. Но все равно ведь делают!
В Южно-Сахалинске под присмотром 27 социальных работников примерно 260 лиц пожилого возраста и людей с инвалидностью. К ним приезжают на дом. Также на базе центра, расположенного по улице Комсомольской, работает дневное отделение, где могут по две недели подряд находиться группы до 15 человек. С утра и до обеда у них огромное количество досуговых мероприятий - от утренней гимнастики до занятий рукоделием и вокалом, а еще много экскурсий и поездок на природу.
- У нас есть подопечные, которые только благодаря этой программе впервые в жизни побывали на море. Они с удовольствием ходят сюда две недели и потом просятся еще. Но взять одного и того же человека чаще двух раз в год нет возможности, так как желающих очень много. Обычно приходится ждать после записи месяц-другой, но оно того стоит, поверьте, - говорит Ольга Орлова.
Есть в городе и так называемое срочное отделение, расположено оно на улице Пуркаева. Здесь за год оказывается помощь примерно 12 тысячам сахалинцев. Прежде всего, в учреждении работают с лицами без определенного места жительства, которые и рады бы попасть в дом ночного пребывания, но нужные документы утеряны или их никогда и не было. Специалисты на местах помогают им восстановить важные бумаги, а еще здесь можно получить одежду. Больше всего работы в отделении осенью, так как летом бомжи чаще всего по собственному выбору живут на улице, а вот на зиму стараются попасть в тепло и под крышу.
Здесь также работает проект «Вещевая лавка», в рамках которого множество магазинов Южно-Сахалинска отдают нуждающимся нераспроданную одежду. Например, очень помогают магазины бренда «Глория джинс». Если они за сезон не реализовали какую-то детскую одежду, то привозят ее в центр социального обслуживания. Тот уже передает все многодетным семьям, погорельцам - в общем, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Так поступают и некоторые другие вещевые магазины.
- Мы очень благодарны людям, которые оказывают эту помощь! Спасибо им за это огромное! – говорит Ольга Орлова.
На базе отделения работает и пункт проката средств реабилитации, где любой нуждающийся может бесплатно взять в аренду костыли, инвалидную коляску и многое другое. Особым спросом пользуются трехсекционные больничные кровати для обездвиженных людей. Все необходимое оборудование можно взять в аренду сроком до полугода, обычно этого хватает, чтобы больной встал на ноги. Если же человек на ноги уже не встанет, пользоваться казенной кроватью или коляской можно до тех пор, пока не будет оформлена инвалидность и соцстрах не предоставит пострадавшему технические средства в личное пользование.
Открыт в учреждении и диспетчерский пункт для инвалидов по слуху. Там есть сурдопереводчик, который с помощью скайпа, SMS или программы WhatsApp общается с глухими и помогает им, к примеру, вызвать скорую помощь, бригаду МЧС или взять талон к врачу. Здесь же работает проект «Тревожная кнопка», где специалисты отслеживают сигналы устройств, размещенных d телефонах, кулонах или часах. Такие приспособления раздаются ветеранам войны и инвалидам 1-й и 2-й группы.С их помощью можно узнать и состоянии подопечного в реальном времени и позвонить, если нужно, в больницу. Прибор сам передает в колл-центр все данные о человеке и его здоровье.
- Мы заметили, что вызов по тревожной кнопке через наших специалистов доходит до неотложки зачастую быстрее, чем по обычному телефону. Также есть в этих устройствах датчик падения, он срабатывает автоматически. Сотрудник звонит сначала подопечному, и, если он не отвечает, сигнал о том, что случилась беда, поступает к родственникам и в медучреждение, - рассказывает директор центра.
Специалисты учреждения планируют запустить в 2019 году большую рекламную кампанию, чтобы про их услуги узнали как можно больше сахалинцев и курильчан. А пока по всем интересующим вопросам можно звонить по телефонам 73-32-89 (срочное отделение), 75-52-41 (дневное отделение), 755-211 (отделение социального обслуживания на дому).