пт, 22 нояб.
19:02
Южно-Сахалинск
+0 °С,

Реформа общественного транспорта в Южно-Сахалинске стартует в середине августа

15 февраля 2022, 12:08Городские дела
Фото: yuzhno-sakh.ru

Обновленные маршруты, электробусы, перехватывающие парковки и выделенные полосы - таковы ее основные этапы.

Перезагрузка систем общественного транспорта в российских городах – необходимость, продиктованная временем. Этой большой многоплановой работой с 2020 года занимается государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. Сегодня с ее помощью реализуются комплексные программы модернизации общественного транспорта в Москве, Московской, Тверской, Белгородской областях и Пермском крае. В 2021 году в этот список вошел и городской округ «Город Южно-Сахалинск». О том, что уже сделано и какие изменения ждут областной центр в недалеком будущем, рассказывает куратор реформы вице-мэр Южно-Сахалинска Виталий Данилов.

Фото: yuzhno-sakh.ru

История вопроса

– Идея реформирования общественного транспорта в Южно-Сахалинске родилась в Сколково. Туда в 2020 году выехала на учебу команда администрации города во главе с мэром Сергеем Надсадиным, и там состоялась встреча с представителями ВЭБ.РФ. Они и предложили главе областного центра участие в этом проекте. Далее прошло несколько видеосовещаний с профильными специалистами корпорации, в ходе которых предварительно обсуждалась ситуация с общественным транспортом в нашем городском округе. Потом нам предложили посетить ряд городов, где подобная реформа уже запущена. В январе прошлого года мы побывали в Московской области, Твери и Белгороде. Там увидели, к каким изменениям она привела, в том числе проанализировали допущенные ошибки, чтобы не повторить их у нас.

Про плюсы реформы

– Что нас впечатлило? Во-первых, в системе организации работы общественного транспорта помимо заказчика и перевозчиков появляется новое звено. Это единый оператор, который регулирует движение автобусов, контролирует исполнение контрактов и соблюдение расписания маршрутной сети.

Во-вторых, изменяется сама суть перевозок. Сегодня транспортные компании заинтересованы лишь в большом количестве пассажиров. Поэтому днем и в часы пик автобусов на маршрутах хватает, а вот вечером ждать их порой приходится очень долго. Это и понятно, на нескольких пассажирах много не заработаешь. В новой системе ситуация совершенно другая: вся выручка, полученная транспортными компаниями, полностью уходит в городской бюджет, а потом муниципалитет рассчитывается с перевозчиком по так называемым брутто-контрактам за пройденное по маршруту расстояние. И уже неважно, двух человек ты перевез или 100 – главное, что проехал заявленные в контракте километры. То есть во главу угла ставится неукоснительное соблюдение маршрута и расписания, что, несомненно, повысит качество обслуживания пассажиров.

Фото: yuzhno-sakh.ru

Про подготовку

– Но вернемся к проекту модернизации. Посмотрев, как работает новая система в других городах, мы пришли к выводу, что это действительно рациональный способ управления общественным транспортом, и принялись за дело.

Начали с того, что совместно со специалистами ВЭБ.РФ разработали дорожную карту, в которой прописали этапы реализации реформы в Южно-Сахалинске. В соответствии с ней весь прошлый год проходили и сейчас продолжаются организационные мероприятия. Мы на постоянной связи с сотрудниками корпорации, оперативно решаем возникающие вопросы, контролируем исполнение ключевых моментов.

Один из главных этапов реформы – обновление маршрутной сети Южно-Сахалинска. Основой для его выполнения стали данные, полученные в конце 2021 года в результате научных изысканий, проведенных специалистами организации «Центр экономики инфраструктуры» (г. Москва). Сейчас мы их обобщаем и формируем обновленный костяк городской маршрутной сети. Причем речи о закрытии маршрутов и кардинальном из изменении не идет, просто какие-то из них пойдут по улицам, где автобусы сегодня не ходят совсем, например по Хабаровской и Пограничной.

Исчерпывающие результаты были получены с помощью датчиков, установленных на городском транспорте. Они не только отслеживали пассажиропоток, но и анализировали маршрутную сеть. В итоге было предложено исключить из нее дублированные маршруты, а их у нас немало. Сейчас мы выходим к окончательному согласованию рейсовой сети и в ближайшее время должны провести торги по выбору перевозчиков.

Про перевозчиков

– Мы постараемся сохранить пропорцию, которая уже сложилась в городе: 75 % пассажирских перевозок обеспечивает МУП «Транспортная компания», остальное обслуживают частники. Контракт с ними будет заключаться на 7 лет. Что касается новых условий оплаты работы, мы обсуждали с предпринимателями этот момент и нашли понимание с их стороны.

Фото: yuzhno-sakh.ru

Про автобусы

– Серьезные изменения произойдут и в подвижном составе. Его обновление является обязательным условием реформирования общественного транспорта, что стало одной из основных причин, побудивших нас принять предложение об участии в проекте. Для Южно-Сахалинска это актуально, потому что автобусы, закупленные в 2015-2016 годах, в большинстве своем выработали свой ресурс. Что касается технического оснащения новых машин, требования ко всем одинаковые, будь то муниципальный перевозчик или частный. Это установка валидаторов, чистота, порядок. Автобусы должны быть такими, чтобы в них хотелось ездить. Немаловажно и то, что мы получим возможность приобрести современные газомоторные, а значит экологичные, машины, оборудованные сплит-системами, камерами видеонаблюдения и датчиками счета пассажиропотока. Их изготовят для Южно-Сахалинска такие крупные производители, как «Группа ГАЗ» и ПАО «КамАЗ».

Похожие электробусы будут курсировать по областной столице
Фото: autoreview.ru

Помимо этого предусмотрено приобретение 125 электробусов, и уже есть договоренность с двумя производителями – холдингом Volgabus и «Группой ГАЗ». Они поставят по одному опытному образцу, чтобы мы могли обкатать машины в городе и оценить их работу в наших климатических условиях. Одновременно рассматриваем вопрос строительства зарядных станций, поскольку к концу года ожидается  поставка  в  Южно-Сахалинск  еще 25 электробусов.

Датчики, установленные в рейсовом автобусе
Фото: Из архива В. Данилова

Про выделенные полосы и парковки

– Что касается приоритетности движения общественного транспорта, этот момент, конечно же, был отражен в научных изысканиях. По мнению ученых, под выделенные для автобусов полосы можно отвести до 14 километров городских улиц. При этом нужно понимать, что не все рекомендации наших партнеров мы безоговорочно исполним. Главное, чтобы эти самые полосы были размещены не в ущерб остальным участникам движения. Мы уже просчитали, что переразметку можно безболезненно сделать на улице Сахалинской, частично – на улице Ленина.

– Конечно же, выделенные полосы будут внедряться поэтапно. Все мы помним, чем закончилась в прошлом году попытка сформировать выделенку на улице Ленина между улицами Пуркаева и Емельянова. Этот шаг вызвал недовольство у автомобилистов, хотя все прекрасно видели, что ни заторов, ни иных проблем с появлением выделенной полосы не возникло. Поэтому все, что будет делаться в рамках реформы общественного транспорта, мы обязательно обсудим с горожанами,
сказал Виталий Данилов.

Кстати, специалисты центра экономики инфраструктуры подтвердили факты высокой автомобилизации населения Южно-Сахалинска и низкой популярности общественного транспорта. Понятно, что очень многие живут в планировочных районах, а работают в Южно-Сахалинске, и им действительно удобнее приезжать в город  на своих машинах. Для них предполагается организация перехватывающих стоянок, например на окраинах Ново-Александровска, где можно будет оставить автомобиль, а далее ехать к месту работы на автобусе, что значительно разгрузит дорожно-транспортную сеть областного центра.

Это один из этапов реформы, уже к осени должны быть определены территории, где разместятся перехватывающие парковки, и начнется их постепенный запуск. Надеемся и на то, что популярность общественного транспорта в процессе реформации станет расти и мы сможем убедить горожан, что автобусами в Южно-Сахалинске будет пользоваться так же удобно, как и личным транспортом.

Про диспетчеризацию

– Наконец, создадим сердце системы общественного транспорта Южно-Сахалинска – диспетчерский центр. Скорее всего, его организацией и функционированием займется коммерческая структура, которая будет отбираться на конкурсной основе. Работа центра пойдет по трем равнозначно важным направлениям. Это круглосуточное отслеживание движения общественного транспорта, контроль исполнения контрактов и администрирование платежей в бюджет. Кроме того, диспетчерский центр возьмет функции управления общественным транспортом, обеспечения его приоритетности на дорогах и работу умных светофоров как элемента интеллектуальной транспортной системы. Структуру, которая займется оказанием городу этого комплекса услуг, определим к концу марта. Старт реформы общественного транспорта в городском округе намечен на 15 августа.

Юлия ВЯТРЖИК