В 1799 году император Павел I согласился с просьбой обер-секретаря Правительствующего сената Николая Резанова о создании на основе промыслов Григория Шелихова в Северной Америке Российско-американской компании. Ее представительство учреждалось в Петербурге, а пайщиками стали и члены императорской семьи. Возглавил компанию Николай Резанов.
В 1803 году Резанов подал императору Александру I, вступившему на престол после смерти своего отца Павла I, прошение об отставке с должности в Сенате, но получил назначение первым российским посланником в Японии для налаживания торговых связей. Это было весьма сложное поручение, так как Страна восходящего солнца в течение последних 150 лет вела политику жесткого изоляционизма.
Первую российскую официальную дипломатическую миссию в Японию решили совместить с первой же отечественной кругосветной экспедицией на кораблях «Надежда» и «Нева», которыми командовали Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. Указом императора руководителем экспедиции был назначен Николай Резанов. За месяц до отправления в поход, 10 июля 1803 года, его наградили орденом Св. Анны I степени и удостоили звания камергера двора Его Величества.
Прибывший из Петропавловска-Камчатского в Нагасаки на шлюпе «Надежда» Николай Резанов не добился своей цели: японское правительство категорически отказало ему. Российский посланник был вынужден покинуть город.
Выполняя поставленные перед первой кругосветной экспедицией задачи по исследованию острова Сахалин, экипаж «Надежды» двинулся по Японскому морю на север, к его берегам. Русские моряки первыми среди европейцев прошли вдоль западного побережья островов Хонсю и Иессо (Хоккайдо).
Следуя к Сахалину, они сделали кратковременную остановку у северной оконечности острова Иессо (район г. Вакканай). Затем, пройдя пролив Лаперуза (в японских источниках - пролив Соя), «Надежда» вошла в Анивский залив и 1 мая 1805 года встала на якорь в бухте Лососей.
В изданной в 1936 году в Токио книге «30 лет Карафуто» (ее перевод на русский язык хранится в Сахалинском областном государственном историческом архиве) я обнаружил свидетельство об этом: «На следующий день (1 мая) «Надежда» бросила якорь в районе Рутаки (ныне Анива). Здесь находилось судно, принадлежащее Сибая (ответственному за район Карафуто). Русские моряки посетили судно, обменялись приветствиями с рулевым судна Бундзо».
Часть экипажа 3 мая сошла на берег в том самом месте, где впоследствии был основан пост Муравьевский (территория нынешнего города Корсакова). Высадкой руководил старший помощник капитана шлюпа «Надежда» старший лейтенант Макар Ратманов, а среди ее участников был научный руководитель экспедиции Григорий Иванович Лангсдорф - немецко-российский исследователь, натуралист и этнограф, впоследствии иностранный член-корреспондент и академик Петербургской академии наук. Вместе с другими членами команды он посетил селение Кусюн-Котан, или Нанкейчи (нынче это северный район Корсакова), и наблюдал состояние японской колонии. 4 мая корабль взял курс на северную часть острова Сахалин, но из-за тяжелых льдов в заливе Терпения был вынужден повернуть на Камчатку.
Так местечко Кусюн-Котан стало связано с одним из важных событий в истории Сахалина.
Штурманом в российском кругосветном плавании был капитан-лейтенант Фаддей Беллинс-гаузен, который в 1820 году вместе с Михаилом Лазаревым стал первооткрывателем Антарктиды. Он участвовал в составлении большинства карт экспедиции, в том числе первой достоверной карты острова Сахалин.
Николай Резанов, как директор Российско-американской компании, выполняя еще одну миссию экспедиции, приложил значительные усилия для сохранения колоний в Русской Америке.
В июле 1806 года «Нева» и «Надежда» вернулись в Кронштадт, совершив путешествие вокруг света за 3 года 12 дней. Оба парусника и их капитаны стали знамениты на весь мир. Имена Крузенштерна и Лисянского носят около двух десятков географических объектов, в том числе в Сахалинской области. о первой русской кругосветной экспедиции написано множество книг.
Владимир Чуйко, член Русского географического общества.