сб, 23 нояб.
19:25
Южно-Сахалинск
-3 °С, облачно

Детская железная дорога в Южно-Сахалинске дала путевку в жизнь десяткам специалистов

10 июля , 15:42История

В начале июня она отметила 70-летие. Дальневосточная детская железная дорога, расположенная в парке им. Гагарина, по праву считается одной из главных достопримечательностей любимого места отдыха горожан и областного центра.

А кроме того, это  настоящая кузница кадров. Здесь обучились азам железнодорожных профессий тысячи ребят. Школьники в течение нескольких лет пробуют себя в роли проводников, ревизоров, диспетчеров, машинистов. Многие из них потом понимают: вот дело, которым они готовы заниматься всю жизнь!

Вчера и сегодня

Строительство детской железной дороги шло около 2 лет и закончилось в июне 1954 года. Кольцевой путь протяженностью чуть больше 2 километров проложен рядом с озером Верхним и дважды пересекает реку Рогатку.

Юных сотрудников детской магистрали обучали профессиональные железнодорожники в школах, в Доме пионеров. К моменту открытия дороги было подготовлено свыше 500 учеников 5-9-х классов. Они не только обеспечивали пассажирские перевозки, но и участвовали в хозяйственной деятельности депо: убирали территорию, проводили мелкие ремонтные работы под контролем специалистов и наставников. Трудились по 4 часа в четыре смены (через день, утром либо вечером).

Остановочный пункт «Пионер»
Станция «Комсомольская»

- Сейчас мы берем учеников с 11 лет, более юных нельзя. Это связано с безопасностью дорожного движения. Младшие ребята, как показала практика, недостаточно готовы к выполнению инструкций по охране труда и технике безопасности. К 12 годам они изучают так называемый общий курс железных дорог, проходят тестирование и сдают экзамены. Только после этого их допускают до практических занятий, - рассказывает директор Дальневосточной детской железной дороги Павел Юдаев.

Само собой, управлять поездом в одиночку несовершеннолетнему не позволят. Поэтому ежегодно на лето из локомотивного депо Южно-Сахалинска командируется бригада специалистов, которые координируют действия ребят в процессе практики, находясь с ними в кабине машиниста.

За три летних месяца в прошлом году по детской железной дороге прокатилось почти 13600 человек. Это только те, кто купил билеты, так как дети до 3 лет ездят бесплатно. Предприятие также проводит социальные бесплатные экскурсии. То есть по факту пассажиров было больше. В 2022 году здесь проехало почти 16 тысяч человек, в 2021-м - около 15 тысяч.

Как говорят юные сотрудники детской железной дороги, конечно, самое интересное в рамках учебы – возможность водить поезд. Они также любят быть дежурными по станции, читать объявления по радиосвязи, общаться с пассажирами в роли проводников. В последние несколько лет, когда при детской железной дороге открылся технопарк «Кванториум» (совместный проект РЖД и правительства Сахалинской области), ребята включили в список самого интересного и занятия по направлению «Хай-тек» с азами инженерных профессий.

На занятиях

Раньше, чтобы увидеть ту или иную деталь, нужно было идти на железнодорожный полигон или же довольствоваться ее изображением на мониторе. Теперь же учащиеся «Кванториума» сами вычерчивают эти детали в электронном виде с помощью специальной программы, а затем печатают на 3D-принтере или вырезают с помощью лазера.

За три летних месяца в прошлом году по детской железной дороге прокатилось почти 13600 человек. Это только те, кто купил билеты, так как дети до 3 лет ездят бесплатно. Предприятие также проводит социальные бесплатные экскурсии. То есть по факту пассажиров было больше. В 2022 году здесь проехало почти 16 тысяч человек, в 2021-м - около 15 тысяч.

  • полная эксплуатационная длина детской железной дороги в Южно-Сахалинске - 2,2 км, ширина ее колеи - 750 мм;
  • на момент открытия дорога располагала одним паровозом и тремя двухосными деревянными пассажирскими вагонами, построенными в 1902 году в Прибалтике;
  • первое время поезда Южно-Сахалинской детской железной дороги ходили по кольцу против часовой стрелки, но в 1955 году направление движения поездов изменили на противоположное.

Смена поколений

В 2016 году на железной дороге в парке открылась обновленная станция Комсомольская. Сотрудники и ученики ласково называют это двухэтажное здание домиком. На его первом этаже располагаются рабочие кабинеты и часть классов, билетная касса и зал ожидания, на втором - технопарк со всем оборудованием. В 2018 году завершилась реконструкция микропроцессорной автоблокировки светофоров и переездов. Раньше их переключали вручную, теперь достаточно просто нажать на кнопку, остальное сделает электроника. Переезды также оборудовали световой и звуковой сигнализацией. Да, прежде всего безопасность!

Иван Стальной собирается стать машинистом

Ивану Стальному 15 лет. А 2 года он с мамой назад пришел на станцию за мячом, выигранным в аккаунте детской дороги в соцсетях. Заодно попросил показать работу необычного учреждения. Ване так понравилось увиденное, что решил записаться на занятия.

Говорит, не прогадал: он в восторге от возможности управлять поездом и от коллектива, в котором так комфортно учиться. Сейчас парень оканчивает школу № 3 и собирается учиться на машиниста в Уссурийске или Хабаровске. Пока определяется, в какой из колледжей ехать.

- Попробуем отправить Ивана на учебу по целевому договору. Если будет получать хорошие оценки, компания станет выплачивать ему повышенную стипендию. После каждого курса примем его на летнюю практику, где положена зарплата. К моменту получения диплома он наработает минимум полгода трудового стажа. А молодому специалисту от РЖД полагается много бонусов: льготная ипотека, подъемные и другие выплаты. Это хорошие инструменты, которые помогают укрепиться в жизни и быть уверенным в завтрашнем дне, - считает Павел Юдаев.

Депо

С ним согласен и машинист первого класса локомотивного депо Южно-Сахалинска Николай Кравцов, который сам занимался на детской железной дороге с 1995 по 1999 год. Затем он выучился на помощника машиниста в профессиональном училище № 3.

Признается: о профессии мечтал с детства. Бабушка его была товарным кассиром на грузовой станции, и маленький Коля приходил к ней на работу, где с интересом за всем наблюдал. Кстати, бабушка его в 1960-е годы тоже занималась на детской железной дороге.

- Помню, как у меня возникло желание здесь учиться. Мы жили возле парка, и я нередко гулял в нем. А как раз в 1990-е годы привезли сюда новый тепловоз. Стою на переезде, а он мимо несется – огромная красивая махина! И я тогда подумал: «Вот бы им управлять!» Потому и пришел сюда. Ни капли не жалею, что выбрал для себя карьеру машиниста, - рассказывает Николай Сергеевич, который сейчас в числе командированных специалистов РЖД в парке передает знания подрастающему поколению и очень надеется, что кто-то из ребят пойдет по его стопам.

Педагоги и юные железнодорожники мечтают о реконструкции остановочного пункта Пионер и пассажирской платформы. Сейчас в технопарке работают над его эскизом – ученики по историческим фотографиям создают цифровой макет остановки. Затем построят объемный макет, и настанет пора изыскивать средства на воплощение проекта в жизнь.

- Этот остановочный пункт нам очень нужен - и как новый интересный объект для посетителей, пассажиров, и как помещение для учебы ребят. Надеемся уже в обозримом будущем получить финансирование на строительство, - говорит Павел Юдаев.

 Фото из архиа детской железной дороги 

На каникулах на базе детской железной дороги и технопарка «Кванториум» действует лагерь дневного пребывания: четыре двухнедельные смены, последняя из которых завершится 9 августа. Ждут детей в возрасте от 11 лет. Сейчас здесь дополнительное образование получают около 150 южно-сахалинских школьников.

Сюжеты: Статьи
Авторы:Наталья Русинова