Недавно меня попросили провести прямой эфир в социальной сети Instagram с шеф-редактором крупнейшего информационного портала «Кровь5», который представляет Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова – одну из самых больших в России баз данных о генотипах добровольцев.
Мария Портнягина прилетела в Южно-Сахалинск, чтобы провести благотворительную акцию и встретиться с желающими вступить в регистр, но ковид спутал все планы и собрать слушателей в каком-либо зале не получилось. Поэтому встречу перевели в онлайн режиме.
Часовая беседа пролетела незаметно. Прежде всего мы развенчивали мифы и страхи, которыми окружена процедура извлечения костного мозга. Его пересадка может помочь больным раком крови, когда другие способы лечения не дали результата. К сожалению, по итогам опроса ВЦИОМ почти 70% респондентов уверены, что забор совершается из головного или спинного мозга. Наверное, этим и объясняется малое количество россиян, состоящих в российских регистрах, – около 170 тысяч человек на всю страну.
– Шанс найти генетически подходящего донора очень небольшой – один из 10 тысяч, – объясняет Мария. – В нашей стране в год требуется, по экспертным оценкам, до 10 тысяч трансплантаций, но, по официальным данным, за 2020й их было проведено меньше 2 тысяч.
Лейкоз – злокачественное заболевание кровеносной системы и первый по распространенности вид рака у детей. Многих из них можно вылечить только благодаря пересадке костного мозга от неродственного донора.
Забор его возможен двумя способами. Первый и самый распространенный (на него приходится 80% случаев) – сдача из вены: клетки костного мозга с помощью определенного препарата безболезненно перегоняют в кровеносные сосуды, из одной руки кровь берут, пропускают через аппарат, который отбирает нужный материал, а затем она возвращается в другую руку. Процедура похожа на донорство плазмы.
При втором способе клетки под наркозом достают специальной иглой из тазовой кости. Никакой опасности здоровому организму оба способа не несут. Чтобы вступить в регистр потенциальных доноров, можно обратиться в сеть клиник «Инвитро», у них договор с Русфондом, который является учредителем регистра. Там бесплатно возьмут 5 миллилитров крови для анализа на генотип и поместят результат в базу данных. Добровольца при генетическом совпадении привезут за счет регистра в Санкт-Петербург. До процедуры он обязательно пройдет обследование здоровья.
После проведения эфира в регистр в течение буквально пары дней вступили трое южносахалинцев. В их числе аэродизайнер Нина Павловец. Для участия в столь почетном, хоть и непростом деле у нее оказались личные мотивы.
– Папа работал на станции переливания крови на руководящей должности. К сожалению, несколько лет назад он скончался от рака. Всегда верил в силу компонентов крови и знал, как в них нуждаются люди. Поэтому я мечтала скорее вырасти, чтобы стать донором. Теперь очень надеюсь, что и мой костный мозг кому-нибудь пригодится, – говорит Нина.
Южносахалинка Анна Мороз в регистр вступила 7 месяцев назад.
– Я узнала о такой возможности от знакомого, который работает в проекте. Прочитала у него в соцсетях информацию с призывом вступить в регистр и подумала – а почему бы и нет? Очень круто осознавать, что ты можешь спасти от смерти человека, который генетически похож на тебя – практически твоего родственника! Чтобы сделать это, не нужно ничего, кроме искреннего желания, – говорит Анна.