Указом патриарха Алексия II и решением Священного синода Русской православной церкви 23 февраля 1993 года была создана Южно-Сахалинская и Курильская епархия. На тот момент на территории области действовали 6 приходов, которые располагались в приспособленных помещениях, а годом ранее в Южно-Сахалинске началось строительство первого в новейшей истории региона канонического храма Воскресения Христова.
Сейчас на Сахалине и Курилах открыто свыше 70 православных храмов и приходов, действуют два монастыря, а паству окормляют более 50 штатных клириков. За 30-летнюю историю существования островной епархии ею руководили пять архиереев. В апреле 2021 года архипастырем Южно-Сахалинским и Курильским был назначен архиепископ НИКАНОР (Анфилатов).
Владыка Никанор, два года назад вы возглавили Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию. Чем запомнился этот период?
- Яркой для меня стала встреча с Сахалином. Свое священническое служение я начинал именно здесь, в Южно-Сахалинске, во второй половине 90-х годов. Вернувшись сюда в 2021-м, увидел, как преобразился остров. Но люди, которые поразили меня 20 лет назад, остались прежними - открытыми, искренними, честными.
Если же говорить о значимых событиях, это прежде всего пребывание на Сахалине святых мощей Александра Невского и Сергия Радонежского и, конечно же, наши главные праздники - Рождество и Пасха, которые мы отмечаем все вместе, большой и дружной общиной.
Но были и печальные моменты. Я выезжал в Тымовское после трагедии, которая там произошла, отпевал погибших детей. Это было очень тяжело… Но и трагические, и радостные события нас всех объединяют.
В дело возрождения православия на наших островах вложен огромный труд. За 30 лет возведены прекрасные храмы, но это скорее внешняя сторона. Очевидно, важнее глубинные, внутренние процессы, которые происходят в епархиальной жизни…
- Да, за эти 30 лет было много сделано и архиереями, которые управляли епархией, и духовенством, и прихожанами. Помню, когда я приехал на Сахалин, заканчивалось строительство Воскресенского собора. Ограды не было, на территории стоял крытый кузов военного грузового автомобиля, в нем соорудили сторожку, а стройку охраняли мы, батюшки. Тогда я по благословению владыки Аркадия (первый епископ Южно-Сахалинской и Курильской епархии. - Прим. ред.) был завхозом епархии и лично открывал девять приходов, в том числе Углегорский, который разместили в здании бывшего клуба. А в прошлом году там же, в Углегорске, я освящал новый канонический храм. Поразительный момент!
Хочу подчеркнуть еще одно важное обстоятельство: за эти 30 лет не только храмы построены в Сахалинской области, главное, что они наполнены людьми. Сформированы православные общины, и для многих сахалинцев приходские храмы стал средоточием духовной жизни.
Владыка, еще два года назад в интернет-пространстве вокруг православия царила атмосфера нетерпимости. Но сегодня ситуация заметно изменилась, риторика стала намного мягче. Как вы думаете, почему?
- В тяжелые минуты жизни нашего Отечества очень хорошо видно, кто и что из себя представляет. Вот эти диванные войска, как мы их называли, в большинстве своем бежали из страны. Для них наши традиции, вера, Родина, люди - просто расходный материал. Они писали гадости не в поисках, скажем так, истины, а для того, чтобы создать хайп. Я не люблю подобный сленг, но именно он очень точно определяет суть явления. И одновременно мы увидели, как многие занялись благотворительной деятельностью в нашем Отечестве, и в первых рядах - люди православной церкви. Мы не кричим об этом, просто делаем то, что считаем нужным.
Первый на Дальнем Востоке сбор денег для украинских беженцев провела наша епархия. Тогда мы собрали 1 200 000 рублей. Затем более миллиона рублей передали в централизованный фонд Московской патриархии, который закупает необходимое воинское снаряжение и оборудование. И сейчас в наших островных храмах постоянно идут сборы посылок, по договоренности с губернатором области батюшки сопровождают делегации, которые отправляются на Донбасс. Мы все отмечаем, что наша церковная жизнь обрела наполненность, а люди увидели, что церковь действительно реально помогает стране в сложный период.
Мы знаем немало трагических моментов, когда священники, исполняя свой миссионерский долг на Донбассе, погибали под огнем. Несмотря на это, священнослужители регулярно туда выезжают…
- Остановить их невозможно. Тут был такой момент: батюшка, который собрался поехать на Донбасс, заболел, и мы в нашем внутреннем чате кинули клич с вопросом, кто готов его заменить. И тут же выстроилась очередь! Сейчас туда уехал отец Петр, священник в возрасте. Он сообщил, что уже адаптировался к новым условиям. Это в традициях нашего православного духовенства.
Еще с дореволюционных времен в войсках обязательно были священники. Оружие в руки им брать запрещено, однако многие были награждены георгиевскими крестами и медалями «За храбрость» на георгиевской ленте. Это свидетельство того, что они находились на передовых позициях, поднимали воинов в атаку без оружия, с крестом в руках. Этот боевой дух сохранился и поныне, наши воины это видят. Очевидно, именно поэтому сейчас идет качественное изменение веры.
Владыка, отношение к специальной военной операции у людей неоднозначное. Порой случается, что близкий тебе человек оказывается по ту сторону, и разрыв отношений становится по-настоящему болезненным, тяжелым. Как быть в такой ситуации?
- Мы прекрасно понимаем, какой жесточайший прессинг испытывают на себе жители Украины. Еще совсем недавно там почитали дедов и прадедов, ветеранов Великой Отечественной войны, а сейчас превозносят бандеровцев, которые уничтожали на Украине тысячи мирных жителей. История перевернута с ног на голову. Немаловажно и то, что специальная военная операция лишила людей привычного уклада жизни. Поэтому нужно время, чтобы они смогли прийти в себя, оценить происходящее, скажем так, на холодную голову. Освобожденные территории Донбасса уже входят в мирную жизнь, восстанавливаются, и все это видят. Эмоции и нетерпимость уйдут, просто нужно набраться терпения и любви.
В Евангелии есть точное выражение, которое мне очень нравится: «Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их дел вы узнаете их» (Евангелие от Матфея, гл. 7 ст. 19-20). Давайте посмотрим на плоды спецоперации, и тогда будет ясно, кто прав.
Приехав на Сахалин в 2021 году, вы говорили, что основная ваша задача как архиерея - активизировать приходскую жизнь, чтобы православные приходы стали для людей родным домом. Получается?
- Да. Изначально очень многому нас научила пандемия, когда пришло понимание, что мы способны реально спасать людей. В результате произошел некий положительный перелом, который по-настоящему сплотил православных в последние два года. Заметно активизировалось молодежное движение в Христорождественском кафедральном соборе, настоятелем которого я являюсь. Там молодая община, молодое духовенство, активные прихожане. Они очень дружные, проводят интересные мероприятия, ездят по самым маленьким и отдаленным приходам, где нет священников, и не только проводят там службы, но и общаются с местными жителями.
Очень хорошо развивается православная община в Углегорске, там людей сплотил отец Евгений Калашников, который приехал на Сахалин чуть больше двух лет назад. И подобных примеров немало. Так что процесс идет, где-то активнее, где-то помедленнее, но на месте мы не стоим.
Юбилей Южно-Сахалинской и Курильской епархии пришелся на сложное время. Тем не менее, мы верим, что темные времена уйдут безвозвратно. Потому закономерен вопрос о ближайших планах.
- Юридическая дата образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии - 23 февраля 1993 года. Именно в этот день 30 лет назад был подписан указ Святейшего патриарха Алексия II о ее создании. Однако по решению епархиального совета основные юбилейные торжества пройдут 6 октября, в день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского. Именно с его именем связан духовный патронат Сахалина, ведь когда-то остров находился в ведении Камчатской, Курильской и Алеутской епархии, которую он возглавлял. И здесь, в Южно-Сахалинске, именем святителя Иннокентия был назван второй после Ксении Блаженной приход. Он был открыт в 1994 году в небольшом двухэтажном доме. Сейчас рядом с ним стоит прекрасный храм, создана крепкая большая община, успешно работает Братство Александра Невского.
На протяжении всего года мы будем проводить юбилейные мероприятия, причем первое уже состоялось: 23 февраля прошла конференция, посвященная истории возрождения православия на Сахалине и Курилах. А на торжество в начале октября созовем гостей и обязательно пригласим архиереев, которые управляли островной епархией. Так что главный праздник - впереди!