Обучение рабочей профессии – особая отрасль педагогики. Безусловно, основа основ - это теория и практика. Ученик должен выйти в мир с умением в руках. Однако получение профессиональных навыков – лишь полдела. Главная задача педагога – воспитать человека, который гордится тем, что он рабочий. Этим в системе профтехобразвания занимаются наставники - мастера производственного обучения. Дело непростое и требующее от педагога серьезных знаний и неиссякаемых душевных сил. Именно такого мастера-наставника я встретила в Сахалинском техникуме строительства и ЖКХ. Преподавательский стаж у него чуть больше трех лет, но он уже успел подготовить победителя Национального чемпионата «Молодые профессионалы - 2022» в компетенции «Сварочные технологии». Сегодня герой рубрики «Наши профи» Олег ШАБАШЕВ - электрогазосварщик, мастер производственного обучения, преподаватель 10-месячного курса «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».
Олег Михайлович, что самое трудное в воспитании рабочего человека?
- Проблема в том, что зачастую люди приходят в рабочую профессию случайно, без интереса к ней. Поэтому в начале сентября я обязательно провожу для своих учеников анкетирование, где каждого прошу объяснить, зачем он пришел учиться именно сюда. Ответы делятся на три категории: первая – «хочу быть сварщиком, как отец», вторая – «короткий срок обучения и возможность отсрочить призыв в армию», третья – «нужен трамплин для получения высшего образования».
В начале нынешнего учебного года девять моих студентов заявили, что хотят быть сварщиками. Вот в таких стоит вкладываться. Ситуации на курсе возникали разные, бывало, я парней ругал, заставляя делать то, что казалось им скучным, но при этом искренне хотел, чтобы они поняли и приняли профессию. И сейчас на практике мы видим, что ребята действительно полезны в своей сфере.
Есть у меня и возрастные студенты, которые понимают, что сварка – дело интересное и прибыльное. У одного строительный бизнес. Зная порядок цен на сварные услуги, он пришел к выводу, что проще эту часть работ выполнять самому. Вот такая мотивация.
Возникает ощущение, что вы не только сварщик…
- Я окончил Сахалинский государственный университет, получил специальность педагога-психолога. Но уже со второго курса знал, что психологом не буду. На тот момент погрузился в рабочую среду и фактически сделал свой выбор. Что касается педагогики, в нынешней работе она мне очень помогает. Но первостепенное для меня – квалификация мастера производственного обучения.
- Какими рабочими специальностями вы владеете?
- Я сварщик 5-го разряда, инженер-монтажник вентиляционных и слаботочных систем. Овладевал этими профессиями на практике. Началось с того, что мы с другом по студенчеству взяли подряд, начали работать, и затянуло. Почему? Ответ простой: три недели интенсивного труда – и ты имеешь нормальную маржу. Накапливался опыт, увеличивалась скорость выполнения подрядов, возникали новые проекты, и в какой-то момент нам понадобилась сварка. Начинал методом тыка, потом купили достойный сварочный аппарат. Это моя школа.
Как вы стали преподавателем техникума?
- Меня пригласили потренировать участников чемпионата WorldSkills, который сегодня переформатирован в движение «Профессионалы». Спустя пару лет поступило предложение занять должность заведующего мастерской. Согласился. До сих пор не разочарован.
- К вам часто поступают учиться ребята сложные, с непростыми характерами. Как удается справляться?
- Да, средний балл аттестата у абитуриентов обычно от 3,3 до 3,8. Иногда приходят крепкие хорошисты. Но не стал бы делить парней по базе знаний. В приоритет ставлю мотивацию. Это тот ресурс, который я помогаю им раскачать. С первого дня я рассказываю, насколько это прибыльно, что сварка вовсе не халтура за бутылку водки, а серьезная, порой весьма сложная работа, которая дает возможность достойно и стабильно зарабатывать. Если ты хороший сварщик, конечно. Это первый мотивационный пункт. Второй пункт – личный пример. Они видят, что сварка – красивый, завораживающий процесс, а если еще и хорошо получается, то просто удовольствие!
- Вы подготовили и выпустили в мир национального чемпиона. Как шли к достижению столь высокого результата?
- С Богданом Романовским у нас с самого начала были очень хорошие, доверительные отношения, которые сохранились до сих пор. Когда он пришел учиться, нам предстоял своеобразный блицкриг: за год нужно было подготовить национального чемпиона. Работа шла по графику, Богдан был готов и настроен на победу, но в финале чемпионата по неизвестной причине потек под давлением в 60 атмосфер сосуд, который он заварил, и в итоге – только пятое место. Для нас это стало потрясением, потому что в подготовку было вложено очень много сил и эмоций.
Но на следующий год Богдан взял титул победителя Национального чемпионата «Молодые профессионалы - 2022», причем легко, просто, играючи. Ему это очень помогло в дальнейшем. Сейчас Богдан работает в Москве, сам тренирует ребят, занимается своими проектами. Уже состоявшийся парень, с амбициями и светлой головой.
Вы согласны с тем, что сегодня престиж рабочих специальностей растет?
- Престиж растет, но, на мой взгляд, медленно. До сих пор встречается пренебрежительное отношение к рабочим профессиям. Бывает, вместо денег со специалистом пытаются расплатиться, скажем так, натурпродуктом, такие вот отголоски старых времен. При этом рабочие специальности сегодня актуальны, как никогда, мы наконец к этому пришли, потеряв как минимум 20 лет.
Да, мы даем результат, это видят областное министерство образования, правительство региона. И нам помогают полноценно работать. Закупается оборудование, обновляется материально-техническая база техникума. За три с небольшим года, что я здесь преподаю, я вижу, насколько она улучшилась. Это здорово!
Потому и недостатка в студентах вы не испытываете, судя по всему…
- Парни поступают, у многих горят глаза, но зачастую у них неправильная установка. Они приходят учиться сварке, как на интересный факультатив. А нам нужны ребята, которые четко видят свою жизненную цель. Если человек понимает, что получит в техникуме качественные знания, если в состоянии просчитать перспективу и включить здоровый прагматизм, то он сумеет взять от нас все самое лучшее. Именно такими качествами должны обладать ребята, которые вливаются в движение «Профессионалы», а это прямая дорога в высококлассные сварщики.
То же самое касается и наставников. Мы не имеем права тратить время впустую, наша задача – получить высокий результат. Сварка – дорогая компетенция, это касается и оборудования, и материалов. Своим пацанам я все это объясняю с самого начала. И обязательно рассказываю, как Богдан Романовский шел к своему успеху. Я прихожу в 8.30 на работу, а он уже в цеху. Ближе к часу зову его на обед, и только тогда он поднимает маску. Потом снова возвращается в кабинку, опускает маску и не выходит оттуда до 18 часов. Если у меня вечерние занятия, он прерывается на ужин, а после трудится до тех пор, пока я на работе, то есть до 21-22 часов. И так почти каждый день. Парень понимал, что сейчас он жертвует развлечениями ради будущего. Поэтому сегодня, в 21 год, он уже сложившийся профессионал, человек, крепко стоящий на ногах. Вот что важно.
И последнее. У каждого часа нашей жизни есть цена. Если оттачиваешь мастерство, совершенствуешься, ты его окупаешь. А если проводишь время в безделье и гулянках, просто бездарно теряешь отмеренные тебе часы. Когда до ребят это доходит, они пересматривают свое отношение к обучению. Мы много об этом говорим. Наедине с каждым и все вместе ищем мотивационные моменты. Таким образом у парней выковываются мужской характер и целеустремленность. Это главное.