В конце января в разные южно-сахалинские организации начали названивать аферисты. Они уверенными голосами заявляли, что работают в администрации города, проводят некие проверки и под эту марку просили собрать подарки либо денежные суммы. А для подтверждения посылали через мессенджер фотографию одного из сотрудников, занимающего в мэрии высокий пост.
И это далеко не первый случай, когда телефонные мошенники для убедительности представляются начальниками, офицерами полиции и ФСБ. На то и расчет: человек, услышав, что ему звонит высокий руководитель, поневоле станет больше доверять незнакомцу. А там, может, и данные банковской карты выдаст, ради чего и разыгрывается этот маскарад.
После многочисленных публикаций в СМИ мошенникам стало сложнее надуть владельцев пластиковых карт, поэтому они и начали придавать себе солидности. Об их новых схемах рассказал Виктор КУРДИН, опер-уполномоченный отдела УМВД России по Сахалинской области по раскрытию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
– Прошлым летом наши сотрудники установили личность злоумышленника, который с 2019 года по январь 2021-го обзванивал по мобильному различные организации в нашей области. Представляясь прокурором, он сообщал, что на территории района работает московская комиссия, и просил пополнить баланс сотовых телефонов ее представителей крупными суммами. Установлена причастность «силовика» к шести преступным эпизодам, – сообщил капитан полиции.
Он заметил, что «звонари» успешно осваивают новые технологии. С прошлого года мошенники начали использовать IP-телефонию и подменные номера, их гораздо сложнее вычислить. На том конце провода – все те же липовые майоры или банкиры, которые, пользуясь крадеными базами данных, уважительно называют клиента по имени-отчеству и знают, какие фразы нужно сказать человеку, чтобы он добровольно раскошелился.
Усовершенствована схема обмана во время сделок купли-продажи на известных интернет-платформах Аvito, «Юла» и других. К примеру, продавцу через WhatsApp с виртуальной сим-карты пишет лжепокупатель, уверяющий, что живет в другом городе и товар посмотреть не может, но готов его приобрести. и в подтверждение высылает ссылку на безопасную сделку или фирму доставки. Продавец, ничего не подозревая, сообщает реквизиты банковской карты, с которой мгновенно списывают деньги.
По словам Виктора Курдина, сегодня все больше набирает обороты социальная инженерия и самый актуальный ее способ – инвестирование. Здесь уже в игру вступают сотрудники несуществующих фирм, пытающиеся убедить вас вложить деньги в различные направления (нефтяные котировки, валютные биржи), посулив высокие дивиденды. Надо ли говорить, что в этом случае из ваших инвестиций назад вы не получите ни рубля…
Отдельная схема обмана рассчитана на пенсионеров, которым названивают якобы сотрудники соцслужбы, полиции, прокуратуры, службы судебных приставов или суда. Они сообщают, что пожилому человеку положена компенсация за купленные им ранее БАДы или лекарства, которые оказались поддельными. Сумму за причиненный здоровью вред называют солидную – от 300 тысяч рублей до миллиона. Поскольку почти каждый пенсионер хотя бы раз покупал БАД, возражений от него не поступает. У доверчивой жертвы выманивают деньги под любым предлогом: на судебные издержки, работу адвоката, банковскую комиссию, твердо обещая вернуть эту сумму вместе с компенсацией. К сожалению, пожилых людей чаще удается обвести вокруг пальца.
– Если у вас есть немолодые родственники, старайтесь им напоминать, что на звонки незнакомых людей лучше вообще не отвечать, – сказал Виктор Курдин.
Полезный совет для всех: никогда не сообщайте по телефону личные данные, кем бы ни представился звонящий. Оптимальный выход – сразу положить трубку, а потом перезвонить в офис организации и уточнить, поступал ли от их сотрудников запрос на предоставление номера вашего паспорта или банковской карты.