чт, 12 дек.
17:44
Южно-Сахалинск
-9 °С, облачно

Бывший житель Украины в одиночку построил в Старорусском дом из пенопласта

20 июня 2022, 12:45Общество

Мужчина использовал уникальную японскую технологию. На работы у него ушло три года.

У этого удивительного человека совершенно кабинетная профессия – бухгалтер. Но и по разговору, и по внешнему виду он напоминает военного командира: твердый взгляд, стратегическое мышление, умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, высокое чувство ответственности.

Сергей Котенев оказался на Сахалине в силу трагических обстоятельств. Он, его супруга Анна и сын Владимир были коренными жителями Донецка. В 2015 году, когда там стало по-настоящему сложно и опасно, Сергей принял решение покинуть город. Вначале перебрались в Белоруссию, но вскоре из-за экономических проблем задумали перебраться в Россию. Программа переселения соотечественников к переезду предлагала Дальний Восток, и Котеневы выбрали Сахалин.

Анна и Сергей Котеневы.

Обосновались в Синегорске. Сейчас Анна работает в Доме культуры «Синегорье», сын учится в местной школе, а глава семьи трудится в Южно-Сахалинске финансистом в производственной компании. Но уже совсем скоро они переедут в Старорусское, в свой собственный дом. Сергей построил его практически в одиночку по уникальной японской технологии, адаптированной им самим к сахалинским условиям, причем из материала, который невозможно представить  себе в роли кирпича, – из пенопласта!

Тем не менее дом стоит, удивляя жителей Старорусского необычным видом. Он дважды успешно перезимовал и в скором времени примет обитателей под свою купольную крышу. Однако возведение его не было легким. О том, как шло строительство, рассказывают Сергей и Анна Котеневы.

Сергей:

– Я приехал на Сахалин первым. Честно, думал, что на острове не задержусь. Но, когда устроился на работу, понял, что жить можно. А потом и Аня с сыном прилетели. Прожив здесь два года, задумались о собственном жилье, но денег на квартиру не хватало. Решили построить небольшой дом собственными силами. Мне понравилось Старорусское. Равнина, чистая вода, подходящие для строительства грунты. Там и купили участок.

Мой отец – заслуженный строитель Украины. В Донецке мы с ним строили мой первый дом, и это была хорошая школа. Все, что можно, мы делали самостоятельно, и уже тогда я начал интересоваться разными строительными концепциями.

Изучая варианты домов, на японском сайте наткнулся на купольную технологию. Такие жилища в виде полусферы японцы собирают, как лего. Детали для них штампуют на заводах, и из этих огромных готовых лепестков формируется купол. Потому купольные дома так и называются – «Лепесток». Но до конца японцы на сайте технологию не раскрывают, процесс сборки и конечный результат показывают фрагментарно, поэтому пришлось очень многое додумывать самостоятельно.

В России детали для купольных домов уже выпускают, но на Сахалине такого производства нет, а везти их с материка очень дорого. Реально оценив ситуацию, занялся разработкой собственных способов возведения дома. Что касается технологий, использовал приемы строительства из несъемной опалубки. Опять же получился свой вариант. Еще в Донецке мне понравилась немецкая технология, когда элемент стены делается из пенопласта, армированного изнутри металлом и бетоном. Толщина может быть разной. Таким способом можно выстроить дом до пяти этажей.

Помню, когда рассказал про эту технологию отцу, он, конечно, возмутился, дескать, как жить в коробке из пенопласта? Уговорить отца использовать такой материал в строительстве дома не получилось, но идея запала в душу, и я ее применил на Сахалине.

Анна:

– Я профессиональный художник-дизайнер, идею мужа поддержала безоговорочно и, используя специальную программу, спроектировала макет дома, его внешний вид, внутреннюю планировку. Все детали мы обсуждали вместе по вечерам после работы. Причем оба предпочли аскетичный вариант обустройства дома, и почти вся мебель у нас будет сделана своими руками. Основное помещение – студия, которая объединит кухонную зону, гостиную, рабочий кабинет. Обязательно сени, без них в нашем регионе с суровой зимой нельзя.

Армирование пенопластовых блоков

Сергей:

– Таким образом мы вдвоем разработали концепцию дома. Но в ходе строительства она, конечно, менялась. Коррективы заставляла вносить неустойчивая островная погода, к которой обязательно нужно приспосабливаться, да и материалов не было. Поэтому приходилось менять технологии на ходу и компоновать их самым причудливым образом.

В результате получился дом арочного типа, основным строительным материалом которого стал пенопласт. Нижний ярус – цельный, монолитный, увязан по всему дому с фундаментом.

За первый год была подготовлена строительная площадка, сделана разметка. После просверлили в земле двухметровые углубления под 18 колонн, которые я сам связал из арматуры, обернул рубероидом, установил и залил бетоном. Потом сделал плиту фундамента, она лежит на колоннах на высоте метра над землей. Так устроено специально, чтобы дом не пострадал во время стихийных бедствий, ну и для красоты, поскольку с высоким цоколем здание, на мой взгляд, выглядит лучше. Само собой, плиту утеплили пенопластом. Заливать ее помог сосед Александр, за что я очень ему благодарен.

Сборка крыши

Анна:

– Скважину сделали только на третий год. До этого муж использовал в строительстве дождевую воду, обустроив небольшой бассейн. Кроме этого самостоятельно сделал канализационный колодец по всем правилам, яму долбил киркой, потому что грунт здесь – сплошные камни. Труд, конечно, каторжный. Свет на участок провели, когда муж закончил фундамент. Что касается помощников, то ими были я и наш сын Вовка. Я даже научилась работать дисковой пилой.

Сергей:

– Второй год строительства прошел в работе с пенопластом. В Южно-Сахалинске нашелся единственный его производитель, который смог вырезать нужные детали, за что ему огромное спасибо. Пенопласт, из которого возводится дом, непростой, он уплотненный, и его обязательно нужно штукатурить. Это инертный материал, он не гниет, не впитывает влагу, не горит, и его не едят мыши. Практически вечный. Что касается бетона, его, конечно, ушло много. Причем изначально у нас не было электроэнергии на участке, поэтому смешивали его вручную, лопатой.

Анна:

– На участок постепенно привозили огромные блоки необычной формы, и соседи удивлялись, конечно. А когда мы уже поставили дом, спорили, выстоит он зиму или нет.

Сергей:

– Дом благополучно перезимовал, причем дважды, и это главное. В третий год строительства я занимался крышей. Принял решение покрыть арку биполем, это рулонный кровельный материал, а на него наплавил мягкую кровлю. Здесь не обошлось без помощников, нанимал двух человек.

Кроме крыши был полностью сделан септик, капитально оборудована скважина. Конечно же, соорудил погреб, завершил отделку фасада с помощью штукатурки «короед».

Сейчас идет четвертый год строительства. Уже оштукатурили стены изнутри. Хотим покрасить их в белый цвет. Площадь дома – 70 квадратных метров, в нем три спальни и студия. К осени планируем полное окончание стройки и новоселье. Надеюсь, Новый год будем праздновать в новом доме.

Анна:

– Дом Сергею дался очень непросто. Полноценно он строил его во время отпусков, а так обычно после работы и по выходным. Выматывали бесконечные поездки из Синегорска в Старорусское, причем без машины и в любую погоду. Частенько оставался ночевать на строительной площадке в старом деревянном гараже, который купил, установил и устроил в нем бытовку. Конечно, мы помогали, но основная нагрузка легла на Сергея.

Сергей:

– Серьезной проблемой стала для нас подводка газа. Попытались сделать это по программе догазификации, в прошлом году подали документы, но дело почему-то идет медленно. Похоже, проще поставить электрокотел. Кстати, сам по себе дом теплый. Зимой, в морозы, в нем без обогрева было теплее на 10 градусов, чем на улице. Эффект термоса.

Что касается затраченных средств, дом обошелся нам в полтора миллиона рублей. Но сил в него вложено очень много. Мы благодарны соседям за помощь и взаимовыручку, без них нам пришлось бы туго.

Надеюсь, благодаря дому удастся пустить в Старорусском корни. Пока сахалинцами мы себя не почувствовали, потому что острова толком не видели – кроме пахоты ничего здесь у нас не было. Чтобы почувствовать себя местными, надо проехать по Сахалину, узнать его. Надеюсь, теперь у нас это получится.

Фото из архива семьи Котеневых. 

Авторы:Юлия Вятржик