Сегодня от учителей и психологов все чаще приходится слышать о том, что детям в семьях не хватает родительской любви и внимания. Обули, одели, подарили гаджет – вроде бы дитя не заброшено. Но через время взрослые начинают понимать, что они с ребенком чужие. А попытки наладить контакт заканчиваются шквалом обвинений: «Ты не ценишь все, что мы для тебя делаем!», «Сто раз говорим одно и то же, а ты не слышишь!», и эти колючие фразы только увеличивают пропасть в отношениях. Кому-то выйти из непростой ситуации помогают советы специалистов.
На днях в отделении дневного пребывания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маячок» провели тренинг, который поможет родителям сделать шаг навстречу ребенку.
– Наш центр оказывает услуги детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этом отделении на летних каникулах днем находятся 20 ребят от 7 до 14 лет. На мероприятие мы пригласили их родителей, им такая тема особенно полезна, – рассказала директор «Маячка» Людмила Березницкая.
В роли ведущих тренинга выступили психологи южно-сахалинского центра поддержки материнства «Радость» Александра Заболотская и Юлия Каплина, которые уже не один год помогают родителям и детям научиться понимать друг друга.
Мероприятие было организовано при поддержке городского отделения партии «Единая Россия», на нем присутствовали координатор партийного проекта «Крепкая семья» Светлана Бетнарская идепутат Городской Думы Южно-Сахалинска, руководитель депутатского объединения партии «Единая Россия» Николай Артеменко.
Николай Дмитриевич сразу вызвался поучаствовать в эксперименте, который психологи «Радости» часто проводят в школах. По сценарию ему досталась роль человека с крепкими нервами, а маме ребенка, посещающего «Маячок», – любопытной особы.
Когда они вышли за дверь, остальные участники тренинга наметили действие, которое добровольцы должны разгадать и выполнить. В данном случае – переложить книгу с одного стола на другой, но без конкретных подсказок. Один при всеобщем одобрении присутствующих сделал это за полторы минуты. Второму, выслушивающему критические реплики, времени понадобилось гораздо больше.
Потом Александра Заболотская объяснила смысл практики:
– Теперь вы можете представить, как чувствует себя ребенок, которого взрослые постоянно ругают, к примеру, за беспорядок в комнате. Часто родители не ставят конкретных задач и не объясняют, что именно хотят от детей, отчитывая их на повышенных тонах: «Не то сделал!», «Не туда положил!», «Вот ты неряха!», и тем самым добиваются обратного результата. Вы оскорбляете чувства ребенка, под ваши неприятные комментарии он будет убираться гораздо дольше и с неохотой. Ситуацию можно исправить, если сменить тактику общения. Детей нужно поддерживать и подбадривать, тогда они будут выполнять и домашние обязанности, и ваши просьбы гораздо быстрее и без понуканий.
То, что подобные семейные сцены, к сожалению, становятся привычными, подтвердил один из участников тренинга, воспитывающий 10-летнего мальчика:
– Я все, что надо, для сына делаю, а он меня слушать не хочет! Хотя парень развитый, неплохо учится. Летом он целыми днями где-то пропадает, наверное, чтобы со мной меньше общаться. Я не знаю, как подобрать к нему ключик, а спокойно поговорить не получается!
Психологи обратили внимание гостей на важный факт. Когда дети делают все правильно, взрослые обычно молчат или крайне редко хвалят их за старание.
– Если ребенку не хватает живого контакта с родителями, он будет искать его через скандал и конфликт, чтобы хоть так получить внимание, – объяснила Юлия Каплина. – Дети ждут, что родители, которым они хотели бы полностью доверять, возьмут на себя ответственность за ситуацию, а потом решат, как эту ответственность разделить, и не станут делать свое чадо крайним.
Во время тренинга гости услышали много полезных советов, которые помогут им стать другом для своего ребенка. Конечно, здесь от взрослого в первую очередь требуется стремление работать над собой.
Закончилась встреча чаепитием, во время которого приглашенные рассказали о своих взаимоотношениях с детьми.
Фото организаторов мероприятия.
Психологическая техника «Я–сообщение»
Помогает наладить позитивный контакт с ребенком. Задача родителей перестать его обвинять и давать нелестные характеристики, требуя своего. Сообщайте ребенку о своих чувствах, не затрагивая его эмоциональную сферу. Примерная схема разговора, когда дети не выполняют ваши просьбы.
Шаг 1. Чувство. Я злюсь, меня раздражает…
Шаг 2. Факт. Что посуда не вымыта (ты не пропылесосил).
Шаг 3. Желание. мне хотелось бы, чтобы в доме был порядок.
Шаг 4. Последствия. Тогда у нас будут хорошие отношения и совместный досуг.
Такая техника общения эффективно помогает избежать конфликтов.