сб, 14 дек.
21:03
Южно-Сахалинск
-16 °С, облачно

В южно-сахалинских школах развивается профильный принцип образования

24 ноября 2022, 11:54Общество

Старшеклассники могут выбрать выбрать пять направлений, пока ребята чаще предпочитают естественно-научное. Углубленное изучение отдельных дисциплин необходимо для поступления в вуз по выбранной специальности.

Профильные классы созданы более чем в десяти школах Южно-Сахалинска. Ребята сами выбирают предметы для углубленного освоения, которые необходимы, чтобы поступить в вуз. О том, как применяется профильный принцип образования, предусмотренный новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), рассказала заместитель директора департамента образования администрации Южно-Сахалинска Светлана Захарова. 

Светлана Александровна, в каких школах и по каким направлениям созданы профильные классы в нашем городском округе? В этом учебном году появились новые?

- Для 10-11-х классов в соответствии с ФГОС определены пять профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Основа обучения - перечень обязательных предметов, который в следующем учебном году собираются расширить.

В наших школах используют все пять направлений, и все чаще учащиеся выбирают естественно-научное. Его предпочитают старшеклассники, планирующие поступать в вузы на медицинские специальности. По этому направлению обучают в лицеях № 1 (здесь же открыт Газпром-класс) и 2, гимназии № 3, СОШ № 6.

В тех же лицеях, а также в школах № 6, 23 и 26 действует технологический профиль. Ребята углубленно изучают математику, физику и информатику, необходимые для получения строительных и IT-специальностей. В школе № 26 реализован социально-экономический профиль. В гимназиях по традиции работают профильные классы по гуманитарному направлению, а в Кадетской школе - по оборонно-спортивному.

В школе № 13 второй год действует педагогический класс, осенью 2022-го такие же впервые открыли в СОШ № 3 и 6.

Как строится учебный план для таких классов?

- Он формируется с учетом того, что каждый старшеклассник вправе самостоятельно обозначить интересующий его набор учебных предметов: базовых, профильных, элективных (изучаемых во внеурочное время), из числа тех, что предлагают в образовательном учреждении в пределах допустимой учебной нагрузки. Элективные предметы дополняют профильные, создавая дополнительную возможность и для профориентации.

На организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 10-11-х классов выделены специальные часы. В учебном плане их количество определено для каждого предмета в объеме, позволяющем качественно усваивать школьную программу.

Как быть ученику, который хочет более предметно осваивать какие-то дисциплины, а в школе не ввели профильный принцип обучения?

- Для него могут составить индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий планы на дальнейшее профобразование. Новые ФГОС дают возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные предметы, а также дисциплины для изучения на базовом или углубленном уровне. Кроме того, выпускники выбирают дополнительные предметы и курсы, исходя из своих интересов, - астрономию, искусство, психологию и другие.

В южно-сахалинских школах обучение по индивидуальному плану популярно в универсальном профиле, и это наиболее предпочитаемый вариант формирования образовательного маршрута. Ребята по своему усмотрению углубленно изучают разные предметы из обширного перечня, почти все они включены в учебный план. Чаще всего школьники предпочитают математику (более 700 обучающихся), русский язык (свыше 600), право и экономику (300 старшеклассников).

Всего в профильных классах обучаются 695 старшеклассников Южно-Сахалинска. При организации учебного процесса общеобразовательные учреждения используют возможности местных колледжей, техникумов и СахГУ.

Насколько удачно выпускники профильных классов поступают в вузы, которые выбирали? Возможно, предусмотрено целевое обучение...

- Большинство ребят, решив после окончания неполной средней школы продолжить обучение в профильном классе, нацелены на поступление в вуз, соответствующий выбранному направлению. И после окончания средней школы, сдав необходимые ЕГЭ, подают документы в учреждения высшего профобразования.

Конечно, школы анализируют показатели по поступлению. Результаты высокие. Например, в этом году лицей № 1 вошел в ТОП-10 рейтинга лучших школ ДВФО и Сахалинской области по количеству выпускников, которых приняли в ведущие вузы России. Также в двадцатке лидеров гимназии № 1, 2 и лицей № 2.

СОШ № 13 планирует в этом учебном году направить на целевое обучение выпускников педкласса. Такую же форму используют предприятия Газпрома для ребят, которые поступают в учебные заведения по специальностям, востребованным в этой компании.

Авторы:Анна Сухоребрик