

Небольшая предыстория. В своей книге «Несвятые святые» митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов) рассказал, как обратился в православную веру Великий наместник знаменитой Псково-Печерской лавры архимандрит Алипий, в миру Иван Михайлович Воронов. Талантливый художник, он в 1942 году был призван на фронт, прошел боевой путь от Москвы до Берлина, награжден медалями и орденом Красной Звезды. На вопрос, почему, вернувшись домой, постригся в монахи, ответил так: «Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если выживу, обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, и в этом кромешном аду я вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы… И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придет…»
Что-то подобное, очевидно, пережил наш земляк по имени Игорь. Сейчас он находится на СВО. В прошлом году, приехав домой в отпуск, пришел в храм святителя Иннокентия Московского и сказал, что хотел бы оказать приходу посильную помощь. Так совпало, что именно в тот момент настоятель храма протоиерей Виктор ГОРБАЧ занимался спасением старинной иконы. Все вопросы были решены, дело оставалось за малым – отправить ее на реставрацию в Москву. Но не хватало главного – денег.


Это список Тихвинской иконы Божией Матери, выполненный в XIX веке. На Сахалин ее, судя по всему, привезли либо каторжане, либо переселенцы. Сейчас узнать, кто был ее хозяином, уже невозможно, - поведал отец Виктор историю храмового раритета. – Нам ее принесли в конце 90-х, когда храма еще не было, а приход святителя Иннокентия Московского находился в приспособленном здании. И, конечно же, с ней связно немало важных и памятных моментов церковной жизни. Но пришло время, когда мы увидели, что нашей иконе стало плохо.
Консультация специалиста подтвердила – ее надо срочно спасать. Как оказалось, доску, на которой была изображена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом, точил древесный червь, и она буквально превращалась в труху. Кроме того, начали осыпаться краски. Икона гибла. Единственное, что могло ее спасти, – полная реставрация. За эту работу готовы были взяться московские мастера, но сумма, которую требовалось им заплатить, оказалась для прихода неподъемной.
- Я разъяснил эту непростую ситуацию Игорю. Он ответил, что обязательно что-нибудь придумает, - рассказал отец Виктор. – А спустя время сообщил, что поговорил с ребятами-сослуживцами, они скинулись, так что теперь деньги на оплату реставрации есть.


Столичные мастера трудились над иконой около восьми месяцев. Вылечили доску, избавив ее от паразитов и основательно укрепив, освежили краски, сделали оклад. Чтобы максимально обезопасить святыню, ее поместили в киот – особый ящик со стеклянным верхом и крохотными отверстиями для циркуляции воздуха. Это позволяет создать внутри особый микроклимат, который защищает икону от пыли и влаги.
27 сентября, в день православного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня обновленный образ вновь занял свое место в храме святителя Иннокентия Московского.
- Прихожане очень тепло ее встретили, - говорит отец Виктор. – И с огромной радостью узнали о том, какую неоценимую помощь в деле сохранения святыни оказали храму наши воины. Теперь перед Тихвинской иконой Божией Матери мы молимся за Игоря, Виталия, Романа, Михаила и за всех наших бойцов, выполняющих свой гражданский и христианский долг по защите Отечества. Конечно же, у многих возникает вопрос, почему Игорь, который не был верующим, вдруг так переменился? Думаю, придет время, и он обязательно расскажет, в результате каких событий произошла эта удивительная реставрация его души.
Фото из архива протоиерея Виктор Горбача
Тихвинская икона Божией Матери - одна из древнейших и самых почитаемых чудотворных икон в православии. По преданию, она была написана святым апостолом и евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Издревле, еще со времен святого князя Дмитрия Донского, Тихвинская икона - олицетворение воинской славы России и символ несокрушимой веры православной.