

Внешне они – прямая противоположность друг другу. Ирина – невысокая брюнетка, Яна – миниатюрная блондинка. Но именно про таких говорят «не разлей вода». Сдружило их общее дело. Ирина Костылева и Яна Яценко – организаторы и руководители волонтерской группы «Профсоюз ZA Наших», созданной в Южно-Сахалинске. За три года они вместе с единомышленниками собрали и отправили в зону СВО тонны грузов, закупили на собранные деньги сотни единиц оборудования и техники для бойцов - от дронов до автомобилей. Дважды выезжали вместе на Донбасс, везли с собой неподъемные чемоданы с посылками, попадали под обстрелы, доставляли гуманитарку в полевые госпитали, а в редкие минуты отдыха успевали готовить ребятам котлеты целыми ведрами и вкуснющие пироги.
И в первой, и во второй поездке на Донбасс Яна вела дневник. Подробно описывала каждый день, стараясь передать настроения, ощущения, атмосферу тех мест, где им удалось побывать.
Сегодня мы публикуем фрагменты дневниковых записей, сделанных Яной в апреле 2023 года. Полная их версия выложена в Telegram-канале группы «Профсоюз ZA Наших». Дневник поездки в июне 2025 года будет полностью размещен в декабрьском номере литературно-познавательного журнала «Слово», который издает Централизованная библиотечная система Южно-Сахалинска.
Донбасские дневники – уникальные документы, искренние, живо, ярко и точно написанные. Безусловно, их ценность будет возрастать с каждым днем, отделяющим нас от исторических событий, участницами которых стали эти отважные женщины.


Родители Яны приехали на Сахалин из Новороссийска по распределению. Думали, лет на пять, а оказалось – навсегда. Так что Яна – коренная сахалинка, настоящий патриот нашего острова. Работает она заместителем гендиректора торгового дома «Зодчий», а свободное время посвящает волонтерству в группе «Профсоюз ZA Наших».
- 21 сентября 2022 года началась мобилизация, и в «Зодчий» пришли повестки, - рассказывает Яна. - Это была суббота, нерабочий день. Решили, что ребятам их вручу я. Так и сделали.
Семь повесток, семеро парней. Мы собирали и провожали их как родных. На тот момент не было ни формы, ни нужных вещей, ни понимания, что нужно воину. И потом, когда мы их собирали, думали, что месяца на два-три, не больше.
Буквально на следующий день ребята уехали на полигон, а мы кинулись покупать снаряжение. Очень помогли собственники торгового дома, они всегда с нами. И сразу мы начали выезжать на полигон, очень хотелось накормить наших парней по-домашнему, ведь у кого-то не было семьи, у кого-то мама далеко - ситуации разные. Все время были с ними рядом, они стали нам очень близкими. Ребят в разное время отправляли на Донбасс, и мы провожали их до самолета, готовили бутерброды с собой. Уже там, сразу после прилета, они очень пригодились. Мелочь, конечно, но поддержка хорошая.
Потом появились другие потребности, и мы о них узнавали тут же, потому что постоянно были с ребятами на связи. Помогали им во всем, собирали и отправляли посылки. По-другому я уже не могла.
На полигоне женщины начали объединяться в группы. Одни маскировочные сети взялись вязать, другие – носки, шапки, балаклавы… Там мы познакомились с Ириной Костылевой и очень быстро подружились. Когда впервые поехали с ней на Донбасс, собрали денег на автомобиль. Друзья-волонтеры купили его в Таганроге и пригнали в Донецк. Конечно же, везли гуманитарную помощь. Часть отправили до Ростова-на-Дону, а около 300 килограммов тащили с собой. С этими огромными чемоданами переходили границу. И именно в Донецке я начала писать дневник, чтобы сохранить порядок событий и те ощущения, которые мы там испытывали.
Дневник:
«В Донецке периодически слышны хлопки, это взрывы от обстрелов, работает ПВО. Страшно? Нет! Не страшно! Мозг отказывается это понимать, и нет страха, ощущение как будто это кино, и, как в кино, ничего плохого не случится, обязательно будет хэппи-энд. Страшно стало, когда полетели хаммерсы, этот леденящий душу свист и грохот отрезвил нас! Мы поняли - все по-настоящему, это война, и мы на войне!»
В 2023-м мои родные ребята из «Зодчего» находились на позициях в районе Новомихайловки. Трое погибли. Когда я там была, понимала, что каждый метр земли полит их кровью и кровью их товарищей. Для меня это невосполнимая потеря…
Дневник:
«Звонок! Ребята едут к нам! Испекли сырный пирог, сидим, болтаем, виду не подаем, что волосы шевелятся от услышанного... Господи, спаси и сохрани их! Время летит, наступает вечер, передаем часть посылок, провожаем ребят, перекрестили, обняли! Выходить на улицу опасно, вдалеке слышны разрывы снарядов. Но нам совсем не страшно, ведь наши мальчишки там, на передовой, в сотне километров от Донецка, дают отпор фашистам!»


Ирина - уроженка Приморского края. В начале 70-х ее семья переехала в поселок Мгачи Александровск-Сахалинского района. Там Ирина выучилась, вышла замуж, а в 2003 году вместе с мужем переехала в Южно-Сахалинск.
Вначале работала в Фонде социального страхования, а когда его реорганизовали, устроилась в Сахалинский областной союз организаций профсоюзов (СОСОП), где трудится в должности главного технического инспектора. Как показало время, это был очень правильный и своевременный шаг.
- Очень хорошо помню февраль 2022 года. Ребята-военнослужащие начали уходить в зону боевых действий, на специальную военную операцию, - рассказывает Ирина. - Но мы не понимали тогда, что это такое, ведь Донбасс далеко. А в сентябре по работе поехала в Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова. Вот там я впервые увидела наших бойцов. Здоровые, красивые парни, и все ампутанты, кто без рук, кто без ног… Для меня это был стресс. Я поняла, что такое война.
Когда началась частичная мобилизация, муж, в прошлом офицер, объявил, что идет на СВО добровольцем. Собрал рюкзак лекарств, он диабетик, и вперед, вначале в Аниву на полигон, а после на Донбасс.
Конечно, я начала ездить к мужу. Не одна, нас, собралась небольшая сплоченная команда жен. Готовили обеды, кормили ребят, привозили им вкусняшки, вещи, устраивали концерты. Там и подружились с Яной. А после отъезда парней на Донбасс вплотную занялись помощью фронту.
Когда в апреле 2023-го мы с Яной отправились в свою первую поездку на СВО, удалось пересечься с мужем, но очень коротко. Он тогда находился под Новомихайловкой, там особо не разгуляешься. Да и сама поездка получилась очень непростой. Тогда фронт еще проходил рядом с Донбассом, везде стояли КПП, и проехать было практически невозможно. Но нас с гуманитаркой пропускали…
Дневник:
«Полевой госпиталь, 30 километров от Донецка. Разбитый снарядами дом, без окон и дверей, часть крыши вывернута взрывом, вход завешен одеялом. Там лежат наши бойцы, их привозят с передовой, оказывают помощь и эвакуируют дальше, но эвакуацию можно ждать несколько дней, тут как повезет! Туда же привозят и груз 200 с передовой. Госпиталь постоянно обстреливают! От увиденного приходим в себя, начинаем осматриваться, вокруг госпиталя жилые дома, разбитые, посеченные и выжженные осколками, и да, там живут люди. Как? В голове не укладывается...»
Вернувшись домой, мы создали группу «Профсоюз ZA Наших». С удвоенной силой собирали деньги, гуманитарку, закупали оборудование, медикаменты. Это все нужно было запаковать, проверить, разделить, отправить.
А в июне 2023-го у мужа прихватило сердце. Его отправили в Москву в госпиталь, сделали сложнейшую операцию, лечили полтора года. Там врачи - просто ангелы в халатах, они ребят с того света вытаскивают после самых тяжелых ранений! Чудеса творят…
В июне 2025 года мы снова отправились на Донбасс. Проехали по местам, где еще недавно был ад, и сама земля впитала этот ужас. Долго потом приходили в себя, и загружены до сих пор, поэтому тяжело находиться рядом с теми, кто не хочет знать, что происходит там. Да, мы стали другими и по-другому смотрим на жизнь.
И именно сейчас я понимаю, как вовремя поменяла работу. Председатель СОСОП Александр Кознов и его заместитель Яков Максимов дали мне возможность полноценно заниматься помощью фронту. И я все успеваю, причем не в ущерб своей основной работе. Группе «Профсоюз ZA Наших» выделен склад, нам очень хорошо помогают участники проекта по сбору помощи для бойцов СВО «Сопричастность».
Будем вместе до Победы!
Полная версия дневников выложена в Telegram-канале группы «Профсоюз ZA Наших».