В Южно-Сахалинске активно обсуждали проекты благоустройства общественных пространств.
Что такое общественное пространство? Это скверы, парки, набережные и другие места, которые являются центрами притяжения и отдыха, где жители, а также гости города имеют возможность интересно и с пользой проводить свободное время.
В Южно-Сахалинске этих общественных пространств, уже, кстати, сформированных и востребованных, несколько. В первую очередь – парк культуры и отдыха им. Ю.Гагарина. Другое всеми любимое место – территория у Чехов-центра (и сам театр, конечно же), где располагается и одно из уникальнейших культурных учреждений – литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». В число самых притягательных уголков города также входят площадь Славы, площадь Победы с музейно-мемориальным комплексом и историческим парком. Любят горожане бывать на площади Ленина, которая остается центром города, и на безымянной пока площади перед Домом правительства, в сквере у областной библиотеки. Рядом с ней, между прочим, на протяжении многих лет и устраивают так называемый сахалинский Арбат в разных вариациях. Там как раз собираются и художники, и писатели, и музыканты, то есть тот творческий люд, кому интересна такая форма общения. И все вышеперечисленные площадки, как, пожалуй, и самый популярный зимой объект – спортивно-туристический комплекс «Горный воздух», находятся практически в шаговой доступности.
Поэтому мнение о том, что в Южно-Сахалинске не хватает комфортных общественных пространств и это обстоятельство является одной из городских проблем, на мой взгляд, выглядит довольно спорным. Хотя жители южной и северной частей города, а также планировочных районов могут мне и возразить.
В прошлом году в стране стартовала федеральная программа «Формирование комфортной городской среды». В связи с этим в островной столице, как и в других российских городах, появился ряд проектов, направленных на создание уютных территорий, которые могли бы стать местом притяжения для жителей разных районов. Варианты такого благоустройства сегодня активно обсуждаются с привлечением широкого круга общественности. Проектов несколько, но только два – те, за которые проголосует большая часть горожан (а сделать это можно будет 18 марта, придя на избирательные участки), – обещают реализовать уже в нынешнем году.
Некоторые места в городе, действительно, давно пора привести в приличный вид. Взять, к примеру, набережную реки Рогатки. Ее обустройство в границах проспекта Мира и улицы Комсомольской – в числе тех проектов, которые вынесены на обсуждение. Здесь уже выполнен ремонт дорожного полотна, отремонтированы фасады зданий. И здорово, если в ближайшем будущем эта набережная превратится в еще один культурный уголок, привлекательный как для местных жителей, так и для гостей островной столицы, ведь рядом расположены гостиничные комплексы. Этот проект, как в общем-то и остальные, особых возражений не вызвал. А вот предложение создать пешеходную зону, так называемый сахалинский Арбат, с перекрытием части автомобильной дороги на Коммунистическом проспекте, основательно взбудоражило общественность и породило массу споров среди населения не только в рамках круглых столов, но и за их пределами.
Проект обустройства участка набережной реки Рогатки от пр. Мира до ул. Комсомольской
Общеизвестно, что у любого предложения всегда найдутся как сторонники, так и противники. Оно и понятно: сколько людей, столько и мнений – кому-то нравится одно, кому-то другое. Хотя в некоторых вопросах интересы большинства могут совпадать. И именно от этого совпадения порой зависит участь той или иной инициативы.
Что же касается проектов, предполагающих изменение городского пространства, то каждый такой документ, наверно, должен иметь серьезное технико-экономическое обоснование. Закрываем, скажем, для движения автотранспорта дорогу в одном месте – значит, предлагаем и равноценные варианты замены – с полным расчетом стоимости мероприятий по переносу автобусных остановок, расширению улиц. А оно, к слову, в старом городе практически нереально.
Рассчитывать на то, что большая часть автомобилистов вдруг резко пересядет на общественный транспорт, на мой взгляд, наивно. Сделать это насильственно, значит, спровоцировать социальную напряженность. И даже
если часть южносахалинцев откажется от поездок на личных авто, справятся ли перевозчики с увеличенной нагрузкой? Не получит ли город в итоге еще одну неразрешимую проблему, в том числе и финансовую? Вопросов много, а вразумительных ответов пока нет.
Сложилось такое впечатление, что идея создания пешеходной зоны на Компроспекте продиктована не необходимостью и потребностью южносахалинцев, а желанием во что бы то ни стало догнать другие города страны и мира, где таковые территории есть. Очень неубедительный аргумент в пользу проекта, поскольку он явно не учитывает местные условия.
Приводя в пример Москву или столицу какой-то европейской державы, нужно иметь в виду не только масштаб пространства, но и реальные особенности конкретной местности, включая такой момент, как климат… Есть еще и менталитет населения, в конце концов. Опыт уже не раз показывал: то, что идеально смотрится и прижилось на одной территории, в другую просто не вписывается. А капиталоемкий эксперимент с непредсказуемым результатом – удовольствие сомнительное.
Навязчивое желание сделать что-то лишь потому, что это есть где-то еще, помимо прочего чревато и риском лишить Южно-Сахалинск индивидуальности. Так может, оставить центральную часть города без резких изменений, и направить усилия, в том числе и финансовые, на создание комфортных мест отдыха в тех районах, где это действительно необходимо (Дальнее, Весточка, Синегорск, Хомутово, Березняки), и на других территориях, еще только планируемых к массовой застройке.
Формировать и обустраивать городское пространство – все же дело профессионалов.
Проект восстановления танцевальной площадки в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина
В последнее время все чаще приходится слышать о том, что итоговое рейтинговое голосование по проектам в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» в Южно-Сахалинске привязали к предстоящим выборам с определенным умыслом. То есть расчет якобы состоит в том, что народ пойдет на избирательные участки ради понравившегося проекта, а заодно примет участие в президентских выборах. Есть в этом утверждении некая наивность. Если человек не ходит на выборы из каких-то личных убеждений или по причине заниженной социальной ответственности (просто потому, что лень), то никакими калачами его туда не заманишь, даже такими, как спорный или, наоборот, перспективный проект.
И кроме того, хочу напомнить, что федеральная программа, нацеленная на создание комфорта в российских городах, работает уже второй год (причем здесь выборы?) и подразделяется на два направления. Одно предполагает благоустройство дворов, второе – благо- устройство общественных пространств. Так вот уже в прошлом году в соответствии с общероссийской программой в Южно-Сахалинске были приведены в порядок помимо большого количества дворовых территорий и три сквера – имени Крузенштерна, Рудановского и Головнина.
В году нынешнем путевку в жизнь получат еще два проекта, призванных добавить комфорта островной столице. Итак, это может быть создание сквера в честь основания Южно-Сахалинска на том месте, где обосновались первые поселенцы Владимировки (в районе Пенсионного фонда), обновление скверов Энергетиков и имени Пушкина на проспекте Победы, обустройство набережной реки Рогатки, реконструкция танцевальной площадки в городском парке и сахалинский Арбат. Каким из них горожане дадут зеленый свет? Южносахалинцы решат это 18 марта.
Избирательные участки – то место, куда все-таки приходит много людей. Потому, видимо, организаторы итогового рейтингового голосования за проекты и решили совместить два мероприятия, и сделали это, вообще-то, для удобства горожан.