Южно-Сахалинск – участник пилотного проекта по введению в России транспортной реформы. Бесперебойная и эффективная работа общественного транспорта – залог избавления городских улиц от автомобильного засилья. Сейчас для Южно-Сахалинска это настоящая проблема, и решить ее не помогут ни обилие парковок, ни расширение дорог, ни многоэтажные развязки. Единственный способ разгрузить город – дать людям альтернативу в виде качественной и развитой системы общественного транспорта. Собственно, это и есть цель нынешней реформы.
Дата запуска обновленной системы общественного транспорта в Южно-Сахалинске определена точно: 15 августа 2022 года. Подготовка к нему началась около двух лет назад, после ряда консультаций с государственной корпорацией развития России ВЭБ.РФ. Исследованию подверглись все сегменты действующей в областном центре системы, результаты вошли в научную работу, и именно она стала базой для реформирования общественного транспорта в Южно-Сахалинске.
Анализ действующей маршрутной сети выявил ряд дублирующих маршрутов, в их числе № 71 и 10, 67, 19 и 20, 103 и 104. При этом часть улиц областного центра вовсе не охвачена пассажирским транспортом, а ситуацию усугубляют слишком большие, до полутора километров, расстояния между остановками.
В результате предложено сократить количество действующих в городском округе маршрутов с 43 до 39. Но это не означает, что исключенные маршруты опустеют. Например, автобус № 252, который идет до Старорусского, заменит 250-й. Сейчас он ходит только до Березняков, а после 15 августа маршрут будет продлен до Старорусского с одновременным увеличением количества рейсов.
Помимо этого автобусы пойдут по улицам Железнодорожной, Пограничной, Хабаровской, Детской, Украинской (на отрезке от проспекта Мира до улицы Ленина). Предусмотрено строительство на первом этапе реформы 70 новых остановок.
Выяснилось, что Южно-Сахалинску необходимо не менее 14 километров выделенных полос для общественного транспорта, которые позволят почти в два раза увеличить скорость движения автобусов. Появляться на городских улицах они будут поэтапно путем переразметки полос и с обязательным учетом мнения автомобилистов. До конца 2022 года выделенку оформят на улицах Ленина и Сахалинской на промежутке от Холмского шоссе до Ленина.
Это места, где будут установлены светофоры, оборудованные специальными датчиками и контроллерами. Их предназначение - определять загрузку полос и регулировать работу светофора в автоматическом режиме. На первом этапе таких перекрестков в Южно-Сахалинске будет 10. Планируется также установка двух экспериментальных устройств, которые позволят давать преимущество автобусам перед остальными участниками дорожного движения. Изначально адаптивными светофорами планируется оснастить самую загруженную улицу областного центра – Сахалинскую.
До конца апреля будут проведены конкурсные отборы перевозчиков, с которыми заключат семилетние контракты. Основным подрядчиком останется муниципальная транспортная компания. В рамках реформы изменится принцип расчетов с перевозчиками, которыми займется администрация города. В зачет пойдет не количество перевезенных пассажиров, а километраж, поэтому водителям автобусов будет выгодно как можно дольше находиться на маршруте. Кстати, время работы пассажирского транспорта продлят до 23 часов.
Координацией деятельности перевозчиков, отслеживанием их работы на маршрутах, ловлей безбилетников и связью с пассажирами займется единый оператор. Эта структура будет создана на базе действующего коммерческого предприятия, отобранного на конкурсной основе.
Сегодня город нуждается в 250 новых автобусах. Реформа позволит заменить автопарк, причем не только транспортной компании, но и частных перевозчиков. В этом году Южно-Сахалинск получит 125 современных газомоторных автобусов не ранее 2020 года выпуска. Помимо этого в областной центр поступят первые электробусы, количество которых к 2025 году достигнет 125.
Реформа предполагает позиционирование безналичной оплаты проезда, поэтому все автобусы будут оборудованы валидаторами, а пассажиры получат скидку за безналичный расчет и возможность бесплатных пересадок на другие маршруты в течение получаса после оплаты проезда. Планируется внедрение системы абонентского обслуживания горожан с помощью транспортных карт.
Фото с сайта yuzhno-sakh.ru.