вс, 24 нояб.
22:20
Южно-Сахалинск
-4 °С, облачно

Современные автобусы, «Орланы» и ТПУ изменили транспортную инфраструктуру Южно-Сахалинска

21 апреля , 21:22Городские делаФото: yuzhno-sakh.ru

Как траснпортная реформа влияет на качество обслуживания пассажиров в общественном транспорте.

Последний месяц лета 2022 года отмечен в истории нашего города событием знаковым: 15 августа в Южно-Сахалинске стартовала комплексная транспортная реформа. Планы у разработчиков этого проекта были по-настоящему масштабные. Прежде всего, предполагалось создание единого оператора, который должен регулировать все аспекты пассажирских перевозок. Далее - обновление подвижного состава автобусного парка и общая модернизация системы общественного транспорта. Сегодня уже очевидно, что преобразования сработали эффективно: за полтора года с момента их запуска удалось не только повысить качество пассажирских перевозок, но и в целом улучшить городскую транспортную инфраструктуру. О том, что удалось сделать за время реализации реформы, рассказывает куратор проекта вице-мэр Южно-Сахалинска Виталий Данилов.

Новая модель

- Для начала хочу напомнить, как шла подготовка к старту преобразований. За три года специалисты администрации города и областного правительства провели колоссальную работу по изучению опыта других регионов в сфере общественного транспорта. Мы знакомились с разработками научного обоснования модернизации его инфраструктуры, с примерами успешной оптимизации дорожного движения и интеграции в систему городских перевозок железнодорожного транспорта.

Стартовали мы, как известно, полтора года назад. К этому моменту была создана совершенно новая структура – ООО «Единый оператор Южно-Сахалинска». Именно она сегодня несет ответственность за работу общественного транспорта, в онлайн-формате занимается мониторингом ситуации, выпускает автобусы на линию, администрирует платежи пассажиров и зачисляет их в городской бюджет. Кроме того, организована деятельность call-центра, жители могут на карте отследить маршрут каждого автобуса и соблюдение им расписания.

Наконец, был просчитан и внедрен новый для города механизм так называемых брутто-контрактов с перевозчиками. Такой документ регламентирует правила перевозок между муниципалитетом и предпринимателем. В соответствии с ним все вырученные за пассажирские билеты средства поступают непосредственно в бюджет муниципального образования. Ну а перевозчикам платит городская администрация, учитывая качество выполнения рейсов и каждый пройденный километр маршрута. Такая схема помогает равномерно распределять автобусы по городу и обеспечивать четкое выполнение расписания. Важно, что внедрение брутто-контрактов способствует росту добросовестной конкуренции, влияя на рост качества услуг. Транспортная компания не гоняется за количеством пассажиров и получением выручки, а соблюдает установленное расписание, которое является приложением к контракту. Сегодня на брутто-контракты переведены все перевозчики регулярных городских и пригородных маршрутов, а за их исполнением следит единый оператор.

По прошествии полутора лет мы можем смело сказать: такая практика позволила значительно повысить качество работы городского транспорта и, что очень важно, помогла нашим перевозчикам обновить подвижной состав.

Новые автобусы

- Кардинальное обновление подвижного состава в областном центре было одной из первопричин проведения транспортной реформы. Хочу напомнить, что к 2022 году около 40-50 процентов машин городского автобусного парка ежедневно уходило на ремонт. А сегодня мы обновили уже более половины машин.

В мае прошлого года на наших дорогах появились 100 комфортабельных автобусов, которые муниципальный перевозчик «Транспортная компания» приобрел в рамках лизинговой сделки со Сбербанком. Это 15 машин большого класса, обслуживающих маршруты № 3 и № 10, и 85 - среднего. Они работают на газомоторном топливе, оборудованы подъемниками для маломобильных пассажиров, системами бескондукторной оплаты проезда, кондиционирования, видеонаблюдения и датчиками пассажиропотока.

Фото: ПК «Сахалин»

Пригородные поезда

- В ходе реформы мы особое внимание уделили интеграции в систему городского сообщения железнодорожного транспорта. В 2022 году маршрут рельсобуса соединил Южно-Сахалинск и Дальнее. Были открыты транспортно-пересадочные узлы «Привокзальный» и «Алые розы», что позволило за год увеличить пассажиропоток на этом направлении почти в 10 раз.

В прошлом году появились еще два ТПУ: «Нова» в Ново-Александровске и «Горизонт» в Христофоровке. На этих направлениях обустроены остановочные пункты. Поезда курсируют точно по расписанию, причем оно сопряжено с движением городского транспорта. То есть пассажиры, проехав нужную часть пути на рельсобусе, далее могут легко пересесть на свой автобус.

Очень важно, что для горожан, которые используют транспортную карту, предусмотрена система бесплатных пересадок. В течение 45 минут пассажир может в любой точке города бесплатно пересесть из автобуса в автобус либо из рельсобуса в автобус. А с августа 2023 года внедрен новый элемент - безлимитная оплата по категориям.

При покупке разового тарифа пассажир может совершать неограниченное количество поездок на рельсобусе или автобусе в течение 45 минут; при приобретении дневного - в течение 24 часов; семидневного - 168; 30-дневного - 720 часов. 

Абонемент можно оформить на действующую транспортную карту, единую карту сахалинца либо через мобильное приложение или систему онлайн-банков.

Вопросы о работе общественного транспорта можно задать сотрудникам диспетчерской службы ООО «Единый оператор Южно-Сахалинска». Тел. 55-65-15.
 

Маршрутная сеть

- Новую маршрутную сеть Южно-Сахалинска нам помогли разработать ученые московского Центра экономики инфраструктуры. В ходе проведения исследований была выявлена основная проблема – дублирующие маршруты. В них внесены необходимые изменения.

Впервые в рамках реформы нам удалось запустить автобусы по улицам, где общественный транспорт ранее не ходил. Например, маршрут № 5 теперь захватывает улицу Украинскую на участке от проспекта Мира до улицы Ленина. Кроме того, по многочисленным обращениям горожан автобусный маршрут полностью включил улицы Пограничную и Больничную.

По просьбам жителей микрорайона «Аралия» к ним зашел маршрут № 2. Он следует через улицы Детскую, Венскую, по переулку Алтайскому и далее по привычному пути. Таким образом, транспортным сообщением охвачены гимназия № 3, зоопарк и городской парк культуры и отдыха.

По желанию жителей в прошлом году был скорректирован кольцевой автобусный маршрут № 23. В него вошли улицы Лермонтова, Сахалинская и Железнодорожная. Много обращений о сезонных маршрутах поступило от садоводческих товариществ «Новодеревенское» и «Тимирязевское», их с 27 апреля по 5 ноября будут обслуживать автобусы № 108 и 109. По просьбе жителей скорректирована схема движения кольцевого маршрута № 12. Сейчас автобусы идут из Новой Деревни до ТПУ «Нова» в Ново-Александровске и обратно, поэтому пассажиры могут пересесть на другой удобный маршрут или рельсобус.

Важность такой работы переоценить сложно. Маршрутная сеть - живой организм, поэтому возникает необходимость в корректировке движения автобусов. Любые изменения мы всегда согласовываем с горожанами.

Транспортная навигация

В Южно-Сахалинске все остановки будут оснащены схемами движения городских автобусов.

Жители Южно-Сахалинска уже могут ознакомиться с пилотным вариантом транспортной навигации. Она появилась на остановке у ККЗ «Октябрь». Это оптимизированная схема движения общественного транспорта, на которую занесены все 36 городских маршрутов. Она позволяет людям легко и быстро ориентироваться в городе, оптимально выстраивать свои поездки.

Сейчас в областном центре проводится опрос жителей, которым предлагают оценить нововведение. Ознакомиться с графической схемой и пройти опрос можно до конца апреля на сайте www.тутбудет.рф

Схемы будут устанавливать в Южно-Сахалинска в течение лета. До Дня города ими оборудуют около 500 городских остановочных пунктов.

Кроме того, в рамках транспортной реформы специалисты единого оператора разрабатывают мобильное приложение, с помощью которого жители и гости города смогут выстраивать оптимальные маршруты. Ввести его в работу планируют летом. QR-код для скачивания приложения будут размещать на новых транспортных схемах.

Сюжеты: Статьи
Авторы:Семен Жук