пн, 02 дек.
21:59
Южно-Сахалинск
-4 °С, облачно

По следам писателя

15 ноября 2018, 07:53История
Фото:
Владимировка - Найбучи - так называется выездная интерактивная экскурсия, которую сотрудники литературно-художественного музея книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» организовали для южносахалинцев и гостей города.
Всем желающим предлагают совершить небольшое путешествие во времени и отправиться в 1890 год, когда 30-летний врач и писатель Антон Чехов прибыл на остров Сахалин. Путешествие предполагает знакомство с основными населенными пунктами юга острова, которые он посетил.
По словам заместителя директора по развитию музея и научной работе Анастасии Степаненко, идея такой поездки давно витала в воздухе, а толчком к реализации задуманного стало распоряжение министерства культуры и архивного дела Сахалинской области о создании музейно-туристического маршрута.
 -Коллектив музея - отличная профессиональная команда творческих людей, - считает Анастасия Александровна. - Поэтому, когда тема экскурсии была озвучена, каждый стал предлагать свои идеи, и в итоге родилось наше путешествие из Владимировки к устью реки Найбы, до которого Антон Павлович, кстати, добирался не менее трех раз.
Имя Чехова сахалинцам особенно дорого и близко. Писатель совершил настоящий подвиг, посетив каторжный остров Сахалин и написав откровенную книгу о нем и его обитателях. 21 апреля 1890 года Антон Павлович отправился в свой длительный путь. По железной дороге, пароходом, на лошадях он проехал от Москвы до Николаевска‐на-Амуре. Затем на пароходе «Байкал» пересек Татарский пролив и  сошел на берег в Александровском посту, где располагались управление Сахалинской каторги и главная тюрьма. На Сахалине Чехов пробыл три месяца  и в течение всего времени вел напряженную работу ученого, врача, писателя, общественного деятеля. Он исходил и изъездил не одну сотню верст и сделал подробную перепись почти всего сахалинского населения, заполнив на основе личных бесед около 10 тысяч карточек.
 «Сахалин лежит в Охотском море, загораживая собою от океана почти тысячу верст восточного берега Сибири и вход в устье Амура. Он имеет форму, удлиненную с севера на юг, и фигурою, по мнению одного из авторов, напоминает стерлядь» (здесь и далее приведены цитаты из книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»).
Ранним субботним утром, как и было оговорено предварительно, мы встретились возле здания музея и сели в автобус. Немного покружив по улицам города, отправились на север в сторону Долинска. С погодой нам не повезло, небо хмурилось, а дождик то припускал, то, словно задумавшись немного, переставал лить, давая нам передышку. Но, как говорится, главное – погода в доме: в экскурсионном автобусе было уютно и комфортно. За окнами мелькали пейзажи. Привычные с детства уличные картины благодаря рассказу опытного экскурсовода Елены Бачининой обретали новые краски. Южно-Сахалинск, Луговое, Ново-Александровск превращались во Владимировку, Лужки, Поповские Юрты. Несмотря на разношерстность нашей компании – от школьников до бывалых туристов – интересно было всем.
«Тотчас за Владимировкой начинается громадный луг в несколько сот десятин; он имеет вид полукруга, версты четыре в диаметре. У дороги, где он кончается, стоит селение Луговое, или Лужки, основанное в 1888 г. Здесь 69 мужчин и только 5 женщин. Далее следует опять короткий промежуток в 4 версты, и мы въезжаем в Поповские Юрты, селение, основанное в 1884 г. Его хотели назвать Ново-Александровкой, но это название не привилось».
В селе Березняки, которое называется так «потому что около когда-то было много березы», нас ждало необычное путешествие на рыбоводный завод. Конечно, говорить о том, что Чехов мог бы посещать это место, не приходится, но увлекательный рассказ о мире лососевых, технологии искусственного воспроизведения рыб и сохранения их популяции как нельзя лучше дополняет слова Антона Павловича о том, что «главное богатство Сахалина и его будущность, быть может, завидная и счастливая, не в пушном звере и не в угле, а в периодической рыбе».
Вдоволь понаблюдав за мальками и покормив их, мы отправились дальше. Слушая увлекательный рассказ про Старорусское (Кресты), Сокол (Большое Такоэ) и Такое (Малое Такоэ) не заметили, как подъехали к Долинску (Галкино-Враское или Сиянцы). Дождь разыгрался не на шутку, и выходить из автобуса в чеховский сквер, чтобы осмотреть памятник писателю, не было никакого желания. Но организаторы предусмотрели особенности сахалинской погоды и каждому путешественнику выдали непромокаемый плащ и предложили зонтики. Экскурсия продолжилась.
«Дальше, в 8 верстах, на месте, которое у японцев и аинцев называлось Сиянча и где когда-то стоял японский рыбный сарай, находится селение Галкино-Враское, или Сиянцы, основанное в 1884 г. Местоположение красивое — при впадении Такоэ в Найбу, но очень неудобное. Весною и осенью, да и летом в дождливую погоду, Найба, капризная, как все вообще горные реки, разливается и затопляет Сиянчу (…)Галкино-Враское представляет из себя тогда Венецию и ездят по нем на аинских лодках; в избах, построенных на низине, пол бывает залит водой». 
В Долинске свои двери дружелюбно распахнула модельная центральная  городская библиотека имени Евгения Лебкова. Экскурсия по литературной экспозиции окунула нас в постчеховское время и познакомила с писателями, которые тоже бывали на нашем острове. Можно сказать, что Чехов стал законодателем моды: после его поездки о Сахалине заговорили. Вслед за классиком через семь лет сюда отправился знаменитый тогда журналист Влас Дорошевич, а спустя почти столетие вышла «Каторга» Валентина Пикуля. Японским Чеховым называют поэта и писателя Миядзава Кэндзи, который побывал на Карафуто в 1922 году. А в 1951-м на остров переехал российский поэт, писатель и лесовод Евгений Лебков, чье имя с гордостью носит теперь долинская библиотека. Кстати, на этом этапе пути участники экскурсии подкрепились не только пищей духовной, но и сделали чайную паузу.
Следующая остановка - устье реки Найбы, где располагался пост Найбучи, который стал самой северной точкой южного путешествия Чехова на Сахалине. Там мы дружно установили верстовой деревянный столб, застолбив тем самым место пребывания великого писателя на острове. И хоть доподлинно неизвестно, где именно на побережье стоял Антон Павлович, слушая рев моря, чувство нашей сопричастности к чему-то важному  грело душу каждого посетившего экскурсию в тот день.
«Море на вид холодное, мутное, ревет, и высокие седые волны бьются о песок, как бы желая сказать в отчаянии: «Боже, зачем ты нас создал?» Это уже Великий, или Тихий, океан. На этом берегу Найбучи слышно, как на постройке стучат топорами каторжные, а на том берегу, далеком, воображаемом, Америка. Налево видны в тумане сахалинские мысы, направо тоже мысы… а кругом ни одной живой души, ни птицы, ни мухи, и кажется непонятным, для кого здесь ревут волны, кто их слушает здесь по ночам, что им нужно и, наконец, для кого они будут реветь, когда я уйду. Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы; жутко и в то же время хочется без конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рев».
Пост Найбучи стал финальной точкой нашего путешествия на карте, но обратный путь обещал еще много интересного. Прогулку по морю продолжили в Стародубском (Дубках), где природа щедро одарила побережье янтарем. Снабдив каждого бахилами (чтобы ноги не отсырели, а ботинки не набрали песка) и пакетом (чтобы было куда складывать морские сокровища), мы отправились заниматься одной из самых древнейших форм хозяйственной деятельности человека - собирательством. После того, как было набрано достаточное количество ракушек, камешков и красивых стеклышек, участникам экскурсии предложили сделать из них своими руками сувенир на память. Залив форму гипсовой смесью и украсив все своей морской добычей, мы с интересом слушали рассказ, почему этот мастер-класс по изготовлению сувенирной тарелочки сотрудники музея окрестили «Всякая всячина». Оказалось, именно так Чехов назвал содержимое своих чемоданов, уезжая с острова.
Еще одной изюминкой интерактивной экскурсии стал обед по‐чеховски. Уставших путников накормили теми блюдами, которые писатель описывал в книге - вареники с голубикой, рыба, лопухи и морская капуста. Подкрепившись, мы отправились в конно-спортивный клуб, где нам рассказали, что именно лошади были основным транспортом писателя в путешествии по острову. Поездив верхом, мы вернулись в исходную точку - в музей, где наперебой благодарили его сотрудников и экскурсовода Елену Бачинину за день, полный чудных открытий.
Кстати, воодушевившись тем, что экскурсия получилась интересной и востребованной, историко-литературный музей книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» разрабатывает еще один туристический маршрут, на этот раз на юг: «Владимировка - пост Корсаковский». А значит, скоро мы снова сможем отправиться в путь, чтобы прожить еще один день по-чеховски. Присоединяйтесь!
 «В будущем здесь, на этом берегу, будут жить счастливые люди… лучше и счастливее, чем мы… в самом деле.. спокойно наслаждаясь свободой и покоем. Кто знает?»
На экскурсии побывала Анна СКУДНОВА
Авторы:ADMIN admin