Важный объект возводился специально для отделения переливания крови областной больницы. Изначально в нем располагались и вспомогательные службы, к примеру клиническая и биохимическая лаборатории. В 1978 году отделение было реорганизовано в Сахалинскую областную станцию переливания крови.
Служба переливания крови появилась на юге Сахалина сразу после того, как советские войска освободили его от японских милитаристов, рассказывает главный врач станции Андрей Воробьев. С каждым годом потребность в ее услугах возрастала: на острове увеличивалась численность населения, а вместе с ней и объем оказания медицинской помощи. Вдобавок стали появляться новые методы лечения, при которых пациенты нуждались в переливании.
Раньше для этих целей использовалась только цельная кровь, но с изобретением особого рода центрифуг ее стали делить на компоненты: эритроцитарную, лейкоцитарную и тромбоцитарную массы, плазму и т. п.
Потребовалось много места для хранения плазмы, которую нужно было заготавливать особым способом, через заморозку и высушивание. Аналогичным путем в промышленности создается сухое молоко.
- Плазма не теряет свои свойства при температуре минус 25 градусов и ниже. После обработки она могла храниться до 5 лет. Для этого требовалось оборудование и место под него. В нашем здании такие возможности есть, - рассказал Андрей Владимирович.
Высушивали и эритроцитарную массу, потому как иначе она хранилась бы около месяца (в сухом состоянии - также до 5 лет). Но этот процесс требовал много времени и колоссального объема работы, и постепенно от него отказались. Тем более, сейчас хватает и крови, и доноров, объясняет главврач.
- У нас в фойе висит монитор со своеобразным донорским светофором. На нем ежедневно обновляется перечень групп крови. Те, которых не хватает, подсвечиваются красным, а которых достаточно – зеленым. Чаще всего пополняем запасы редких групп, например четвертой отрицательной (АВ, Rh-), но это потому, что носителей ее в целом среди людей меньше, чем остальных. Пришедшим сдать кровь, которой в избытке, приходится даже отказывать, – рассказывает Андрей Воробьев.
Каждый донор перед кровосдачей проходит обследование на гепатиты, ВИЧ и сифилис. Долгие десятилетия для этих целей делался иммунно-ферментный анализ, но в последние годы специалисты станции стали использовать и метод ПЦР-диагностики: он более точен и позволяет выявить заболевания в раннем периоде, когда организм еще не выработал достаточное количество антител.
Изменился подход и к питанию доноров. Если еще лет 10 назад людям, которые собирались на кровосдачу, запрещалось накануне употреблять алкоголь, курить, а также есть жирное и соленое, то сейчас не берут даже тех, кто пил молоко и ел бананы.
- У любителей жирного и острого в кровь попадают триглицериды – жировые частицы, это состояние называется хилез. При нем невозможно провести точную диагностику на инфекции: плазма мутная, жирная. В бананах же много калия, и если для здоровья человека, их употребившего, это хорошо, то для пациента с серьезными нарушениями в работе почек, который нуждается в переливании, – плохо, - предупреждает Андрей Владимирович.
В последние годы плазмы у доноров берут меньше – сказалось развитие технологий кровесбережения: аутогемотрансфузии (введение подкожно или внутримышечно собственной крови, взятой из вены), реинфузии (вливание больному собственной плазмы, обработанной специальными препаратами) и ряда других. Зато колоссально возросло потребление тромбоцитарной массы. Тромбоциты переливаются в основном людям старшего поколения. А поскольку продолжительность жизни увеличилась, таких пациентов становится все больше.
В западной части Российской Федерации, где оперируют бойцов, участвующих в СВО, значительно выросло потребление крови и всех ее компонентов. В Сахалинскую область воины попадают уже на реабилитацию, в рамках которой переливание обычно не требуется. Наверно, потому в регионе и государственное задание по заготовке крови не меняется уже 5-6 лет, говорит Андрей Воробьев.
Софья Остапенко учится в Сахалинском государственном университете, ей 19 лет. С момента совершеннолетия она уже шесть раз сдавала цельную кровь и плазму.
- Я верю, что донорство — это не только благотворительность, но и возможность стать частью чего-то большего, чем я сама. Вдобавок очень хотелось помогать людям, вносить свой вклад в спасение чужих жизней. Для меня примером в этом деле является дедушка по папиной линии, он тоже много лет сдавал кровь. К сожалению, стать почетным донором не успел, и я хочу получить это звание за нас обоих. Говорю тем, кто хочет сдавать кровь, но переживает и боится: это не больно! А еще на нашей станции переливания замечательные сотрудники, которые внимательно следят за состоянием пришедших, всегда бережны, уважительны и деликатны. Даже приходить сюда радостно! – говорит Софья.
Кто может быть донором?
Здоровый человек без инфекций и заболеваний, которые способны навредить и донору, и реципиенту. К примеру, высокое давление или низкий гемоглобин. Не возьмут кровь у перенесшего резекцию какого-либо органа. Сдавать ее можно с 18 лет. Предельного же возраста официально не существует, но пожилых людей все равно принимают редко: у них хватает сопутствующих заболеваний.
Билет в будущее
Станция переливания крови активно участвует в проектах, направленных на профориентацию будущих врачей. Один из них – «Медицинская платформа». Его курирует областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики. В рамках инициативы выпускники общеобразовательных школ знакомятся с работой специалистов различных лечебных учреждений.
У центра договор с областной клинической больницей, в рамках которого потенциальные медики встречаются с врачами и медсестрами, посещают отделения (в основном хирургической направленности) и операционные, где следят за работой профессионалов. Это помогает им определиться в выборе направления для карьеры.
Анастасия Татарчук оканчивает 11-й класс школы № 8. В будущем хочет стать нейрохирургом или пластическим хирургом.
- Были недавно в операционной, видели, как удаляют тромбы, это очень интересно! И на станции переливания крови понравилось: много оборудования, замечательный персонал. Подобные проекты очень помогают нам, желающим поступать в медвузы, определиться с профессией. А еще я обратила внимание, что на донорском «светофоре» обозначена нехватка моей группы крови. Очень хочу прийти и сдать, мне уже можно, я совершеннолетняя, - рассказала девушка.
Ветераны станции
Многие сотрудники станции переливания крови работают здесь много лет. Среди ветеранов сестра-хозяйка Надежда Анцыборенко (стаж работы 35 лет), операционная медсестра Нина Бурмистрова (стаж 35 лет), старшая медсестра донорского отдела Татьяна Декина (стаж 36 лет), фельдшер-лаборант Людмила Машир (стаж 37 лет), фельдшер-лаборант Валентина Коновец (стаж 38 лет), заведующий отделом, врач-трансфузиолог Александр Фролов (стаж 36 лет), главный врач Андрей Воробьев, принятый на работу в должности заведующего отделом 35 лет назад.
Больше 20 лет работают на станции Ирина Осадчая, Ольга Полищук, Людмила Сидоренко, Евгения Симоненко, Ольга Химочка, Татьяна Асмаловская, Наталья Глазунова, Валерия Дошина.
Фото из архива учреждения