чт, 12 дек.
17:46
Южно-Сахалинск
-9 °С, облачно

На защите закона

8 декабря 2018, 08:21Наше интервью
Фото:
3 декабря в России отмечали День юриста.
Спектр деятельности работников этой сферы чрезвычайно широк. Например, Димитрий БОГАДЕЛЬЩИКОВ – прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области.
 - Димитрий Вадимович, какие проблемы вам приходится решать? Много ли нарушений законодательства в этой сфере?
 - Проблем хватает. Например, практически все здания, где содержатся осужденные, построены много лет назад, срок эксплуатации некоторых из них перевалил за седьмой десяток. Естественно, они требуют ремонта и соответствующих средств на это. Также лица, отбывающие наказание, должны быть в достаточной степени обеспечены мебелью, вещевым довольствием. Согласно действующему законодательству осужденные обязаны работать, и нужно предоставить им такую возможность. Здесь тоже не все гладко.
В 90-е годы многие производственные мощности, на которых были трудоустроены лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, закрылись. Сейчас ситуация улучшается, но на 100процентов обеспечить рабочими местами людей пока, увы, не представляется возможным. Сегодня занято 24-26 процентов от общего числа осужденных. Это очень мало. У нас ведь отбывают наказание люди, которые хотят, выйдя на свободу, вернуться к нормальной жизни. Они просят «Найдите мне работу!» Занятые на производстве могут в первую очередь возместить ущерб, при-чиненный преступлением, тем самым загладить вину перед потерпевшим.
Сейчас в основном заключенные производят мебель, шьют постельное белье. Все это охотно закупают дошкольные учреждения, дома престарелых и инвалидов. В Смирных местные власти выделили землю, на которой содержащиеся в исправительной колонии выращивают для собственного питания картофель. Есть при колониях свинарники, коровники и курятники, следовательно, люди хотя бы частично обеспечивают себя мясом, молоком и яйцами.
  - Недавно стали известны возмутительные факты жестоких избиений осужденных в колонии в Ярославле. У нас такого не бывает?
 - Ужасный, вопиющий случай. Тогда во всех субъектах Российской Федерации Генеральна прокуратура провела проверки на предмет возможных издевательств над заключенными, их унижения. У нас подобных инцидентов не выявлено. Могу сказать с уверенностью, что за последние годы на личных приемах от осужденных сообщений о плохом обращении не поступало. Мы бываем с проверками везде, приходим во все камеры, общежития, в которых проживают осужденные, осматриваем отбывающих наказание на предмет телесных повреждений. Если вдруг обнаруживаются синяки или ссадины, расспрашиваем и проясняем ситуацию. Заключенные могут пожаловаться не только нам: колонии регулярно посещают представители общественной наблюдательной комиссии. Им тоже подобных жалоб не поступало. На личных приемах в прошлом году побывало более 130 человек, прокуратурой рассмотрено по существу свыше 200 письменных обращений. Но на нарушения, связанные с насилием, издевательствами, никто не жаловался.
 - Но все-таки на что-то жалуются?
 - Нередко, например, бывают проблемы с обеспечением одеждой по сезону: зима на носу, а участи содержащихся под стражей нет теплых вещей. В таком случае мы вносим представления в управление Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, непосредственно руководителям колоний. Когда нам отвечают, что недостаточно финансирования, мы обращаемся с исковыми заявлениями в суд, который и обязывает ответственных за ситуацию в течение определенного срока обеспечить людей всем необходимым.
Иногда случается так, что деньги выделяются вовремя и на них закупается все необходимое, а человек спохватывается, что у него нет, к примеру, куртки, в самом конце осени. И здесь надо разъяснять людям, к кому конкретно следует обратиться, какое заявление написать, что именно в нем указать. Многие не знают, как вообще правильно оформить обращение в любой государственный орган, мы их тоже этому учим.
 - Есть ли жалобы на питание?
 - За последний год были, пожалуй, только три - осужденным, имеющим заболевание и нуждающимся в определенных продуктах, заменили их другими, которые тоже входят в разрешенный список. Заключенным это не понравилось, и они решили обратиться к прокурору. Конечно, по факту их права оказались не нарушены, подобные замены действующее законодательство допускает.
 - Вы следите и за тем, как в исправительных учреждениях  соблюдается режим дня, организуется ли досуг?
 - Безусловно, соблюдение режима дня - это обязательная норма. Например, человек не может спать меньше 8 часов в сутки. В колонии подъем в 6.00, в22.00 - отбой. В праздничные дни время на час сдвигается. С утра зарядка, завтрак, потом выход на работы. Есть немного свободного времени. Без развлечений содержащиеся в колонии не обходятся: к ним частенько приезжают местные артисты. Правда, актовых залов нет, только в колонии Смирных имеется клуб. Все концерты проходят в помещениях столовых. Там достаточно места.
 - Вы говорили о том, что не все осужденные, попавшие в колонию, знают свои права, умеют правильно высказать свои просьбы…
 - Да, и мы стараемся восполнить этот пробел. Регулярно приходим в исправительные учреждения с различными тематическими лекциями, у нас составлен график их проведения, утвержденный прокурором Сахалинской области. Рассказываем в том числе и про права заключенных, которые должны неукоснительно соблюдаться администрацией колонии.
 - Димитрий Вадимович, сколько людей, если не секрет, следят за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области?
 - В нашем штате всего три человека: двое в Южно-Сахалинске, один в Смирных. Мы следим за соблюдением закона в трех учреждениях: исправительной колонии № 2 строгого режима в Смирных, а также в колонии №1 общего режима и лечебно-исправительном учреждении № 3 для больных туберкулезом. Как видите, штат у нас очень небольшой, а работы много. Стараемся все успеть.
Беседовала Наталья РУСИНОВА
Авторы:ADMIN admin