Он рассказывает о своей работе увлеченно и эмоционально, знает обо всех проблемах предприятия в мельчайших подробностях и говорит о его достижениях с гордостью отца, повествующего об успехах любимого сына. Общение с ним воодушевляет и пробуждает искренний интерес к делу, которым он занимается, причем к делу специфическому и очень непростому. Вы со мной согласитесь, когда узнаете, что речь идет о МКП «Завод строительных материалов им. Героя Советского Союза М.А. Федотова» и о его руководителе, который возглавил предприятие чуть больше 2 лет назад.
Итак, знакомьтесь: директор завода Алексей Римша.
Алексей Алексеевич, какие чувства вы испытали, когда пришли на завод в качестве директора?
Первые несколько суток бесконечно задавал себе вопрос: «Зачем я это сделал?» Куда ни совался, порядка не было, и я просто не знал, за что хвататься. Потом наступили выходные, я переварил эти впечатления и составил для себя подробный и последовательный план действий по решению наиболее острых проблем. Успокоился недели через две – огромное спасибо мэру Сергею Александровичу Надсадину и первому вице-мэру Алексею Владимировичу Фризюку. Множество вопросов требовали их незамедлительной помощи, и я ее получил.
Какую основную задачу вы поставили перед собой, возглавив завод?
Оздоровление предприятия. Для начала мы объединили завод и базу № 2, которая обслуживает дороги. С этим предложением я впервые выступил несколько лет назад, еще в бытность свою заместителем руководителя ДГХ. Предприятия де-юре объединили, но фактически этого не произошло, и только сегодня мы завершили процедуру. Экономический эффект налицо, например сократились затраты на приобретение дизельного топлива. Далее, мы успешно внедряем систему бережливого производства. Сейчас многие процессы оцифрованы, введены электронный документооборот и IР-телефония, установлен современный сервер, создана мощная внутренняя сеть, в которой все учтено и ничего не теряется. Главное, что люди в большинстве своем перестроились и приняли новые условия работы. Наконец, мы занялись ремонтом боксов, которые находились в ужасающем состоянии. Например, здание ремонтно–механических мастерских не отапливалось 20 лет, крыша текла. Ее мы отремонтировали первым делом, причем без привлечения подрядчиков. Привели в порядок фасад, поставили новые окна и ворота, запустили отопление. Сейчас ремонтируем мастерские внутри. Подобных примеров за 2 года накопилось немало. Когда я пришел на завод, в административном здании не было централизованного теплоснабжения, в кабинетах стояли обогреватели! Мы своими силами провели отопление, воду, отремонтировали туалеты и оборудовали шикарный учебный класс, где водители теперь проходят переподготовку и сдают квалификационные экзамены.
Такой хозяйский подход к делу обычно закладывается в семье...
Родился я в Холмске, мама бухгалтер, папа моряк, судовой механик. Его пароход я изучил как свои пять пальцев. Помню, пробирался по туннелю гребного вала из машинного отделения до кормы, и это было круто! Однажды папа взял нас с мамой в рейс на Камчатку. Я видел китов, косаток, дельфинов, курильские вулканы. Потрясающие впечатления! В середине 90-х папа списался на берег и пошел работать в Холмскую таможню, которую в итоге возглавил. Сейчас он на пенсии, у него свой небольшой бизнес.
И вы не мечтали стать моряком?
Нет, такой мысли у меня не было. А вот что касается хозяйского и ответственного отношения к делу, его во мне, конечно, воспитывали. У нас в Пятиречье была дача, которая позволила выжить в лихие 90-е. В мои обязанности входило рубить дрова и наполнять водой из колодца шесть бочек по 200 литров каждая. Помогало то, что я занимался тяжелой атлетикой. Кроме этого мы с папой обновили дачный дом изнутри, поменяли полы, обшили вагонкой стены, а во дворе построили теплицу. Помню, как я в одиночку готовил для нее площадку, лопатой срезал сопочку, ведрами носил грунт. В 2000-м уехал в Южно-Сахалинск, учился на юриста, получил диплом бакалавра. Трудился на таможне по специальности, но вскоре уволился, потому что не видел перспектив. Однако определенные навыки мне эта служба дала, в том числе научила общаться с самыми разными людьми. После поработал в иностранной компании, в управлении Судебного департамента Сахалинской области помощником руководителя, возглавлял одну из компаний. Одновременно завершил высшее образование, получил красный диплом.
Как случился ваш переход в администрацию Южно–Сахалинска?
Мы обслуживали дороги планировочных районов городского округа, и я на них буквально ночевал. Это была хорошая школа. Спустя 4 года такой напряженной работы Сергей Александрович Надсадин предложил мне перейти в ДГХ и заняться всеми городскими дорогами. Я согласился. Работа безумно интересная, сложная, ответственная и в большинстве случаев, увы, неблагодарная. Отработал в департаменте 5 лет. Ну а потом мне предложили возглавить завод. Произошло это в мае 2019-го, но я долго сомневался, решение принял уже в сентябре.
Не жалеете?
Нет. Мне действительно интересно руководить заводом. Один день никогда не похож на другой. У меня в кабинете постоянно находятся как минимум четыре человека, это фактически штаб по управлению всеми процессами. Я не провожу совещания, поскольку считаю это пустой тратой времени. Рядом со мной всегда руководители основных служб, мы в одном информационном поле, в постоянном диалоге, по результатам которого принимаются решения. Причем я не придерживаюсь принципа единоначалия, мы общаемся на равных. Если же мне нужно переговорить со специалистом на участке, я еду туда сам, а не вызываю человека на ковер. Время доказало эффективность такого подхода. Конечно, случается всякое, и негативные, и позитивные моменты, но чего нет, так это скуки и застоя. Каждый день, особенно в летний период, я посещаю все объекты, на которых мы работаем. И это не только контроль, а возможность пообщаться с людьми и с их помощью оперативно решить какие-то проблемы. Ведь очень часто у тех, кто непосредственно трудится на объекте, видение ситуации правильнее и точнее, чем у руководителя.
Чему вы сейчас уделяете особое внимание?
Заводской лаборатории. Мы проводим в ней колоссальные преобразования. Они продиктованы временем, поскольку изменились ГОСТы, регламентирующие как лабораторные исследования асфальта, так и технологию его производства. Закупили в Уфе новую систему Superpave, которая является передовым методом разработки составов асфальтобетонов с высокой эксплуатационной надежностью и позволяет испытывать любые инертные материалы, в том числе противогололедные. Оборудование придет в ближайшие месяцы, мы его установим и обязательно позовем журналистов, чтобы продемонстрировать новые возможности нашей лаборатории.
Вы – вдохновенный трудоголик. Как относится семья к такому погружению в работу?
У меня замечательная жена, которую я увидел впервые более 30 лет назад. Мы учились в одной школе до 6-го класса, и она была первой девочкой, в которую я влюбился. Пересекался по работе с ее мамой, а потом мы случайно встретились в городе, причем она меня вначале не узнала. Через год поженились, сейчас у нас трое детей, сын и две дочери. Супруга финансист и тоже трудоголик, поэтому мы прекрасно друг друга понимаем.
Директорами не рождаются, ими становятся. Что нужно для того, чтобы стать хорошим руководителем?
Вникать во все тонкости и нюансы функционирования предприятия, начиная от бухгалтерии, заканчивая ремонтом туалетов. При этом качественно и вовремя выполнять серьезные стратегические задачи, которые ставит перед вами администрация города. Наконец, залог успешной работы руководителя – общение с людьми, чем я занимаюсь постоянно. Обучение директорству – это непрерывный процесс.
Беседовала Юлия ВЯТРЖИК