чт, 19 сент.
12:29
Южно-Сахалинск
+3 °С, ясно

Cахалинская певица Мария Захарова уехала заниматься творчеством в алтайское село

13 марта 2022, 20:00Персона
Фото: архив Марии Захаровой

Фольклорная терапия: старинная песня и хоровод - лучшее средство избавления от обид и горьких мыслей.

«Русская красавица!» – именно так подумала я, впервые увидев эту молодую женщину. Высокая, статная, с ясным взглядом и чудесной улыбкой. Добавьте к этому великолепного рисунка красное традиционное русское платье в пол, легкую поступь, волну густых длинных волос, звучный и одновременно мягкий голос – и готов образ удивительного человека, музыканта, педагога, исследователя, певицы Марии Захаровой.

Коренная сахалинка, она волею судьбы оказалась вдалеке от нашего острова, на Алтае, где вместе с мужем живет в селе Верх-Уймон, выращивает овес, ухаживает за лошадьми, воспитывает сыновей и занимается самобытным творчеством. А еще Мария свято верит, что исконная русская песня способна исцелять исстрадавшиеся души и верой своей заражает страждущих, даря им надежду и любовь...

Фото: архив Марии Захаровой

Истоки

– Мама моя коренная сахалинка, отец из Приморья. Родилась и выросла я в Южно-Сахалинске. Училась в Восточном лицее и в центральной музыкальной школе на хоровом отделении у прекрасного педагога Валентины Алексеевны Тутуровой. Она дала толчок для моего развития не только как музыканта, но и как человека: формировала в нас мощный духовно-нравственный фундамент, который помогает мне сейчас в воспитании своих детей. То время я вспоминаю с любовью.

Когда стала подростком, перекрасила волосы в черный цвет, обзавелась пирсингом, делала очень яркий макияж глаз. Таким бунтарским образом выражала себя. Музыку слушала самую разную, и классику в том числе. А потом в лицей пришла работать Лариса Владимировна Качайкина и дала мне немного другой взгляд на музыку. Она организовала вокально-инструментальный ансамбль, и мы с ней сразу нашли общий язык, наверное, потому, что глубинно похожи. Я обрела в ней наставницу, она помогла мне сформировать свой стиль, свое творческое лицо. Очень благодарна за этот опыт и за поддержку, которую ощущаю до сих пор.

Университет

– Мои родители всю жизнь самоотверженно работали, занимались семейным рыбным бизнесом. Они хотели, чтобы я продолжила их дело. Поэтому, когда окончила школу, послушалась их и поступила во Владивостоке в Дальневосточный государственный, ныне федеральный, университет на факультет экономики и международного менеджмента. Обучалась по двухдипломной российско-американской программе и знала, что все это нужно: и английский язык, и Human Resources Management, который учит взаимодействовать с людьми в коллективе. Но при этом я очень четко понимала: экономика – не мое.

Конечно же, продолжила заниматься музыкой. В последних классах школы начала слушать группу «Мельница», и именно она пробудила интерес к фольклору. Мне очень близки бретонская, кельтская, ирландская музыка и танцы. Приехав во Владивосток, я увидела объявление о наборе в школу ирландских танцев, пришла туда, сразу влилась в сплоченную команду и познакомилась с ребятами из ансамбля «Нибелунги». Я пела и играла на гитаре, они предложили мне записать с ними альбом. Это было в 2010 году. Несмотря на учебу, находилось время и на концерты. Мы очень много выступали с «Нибелунгами», даже в Китае.

Фото: архив Марии Захаровой

Музыка

– Через год после окончания университета я поступила во Владивостокский колледж искусств на народное отделение. У меня было время подумать, чем заняться, и именно в тот период произошла судьбоносная встреча с заведующей отделением сольно-хорового пения колледжа. Я прониклась общением с этой прекрасной женщиной, моим будущим педагогом, которой благодарна за глубокие знания, за любовь к народной песне. И конечно же, на народное отделение я отправилась учиться вполне осознанно. Так реализовывалась мечта, которую вынашивала со школы.

В моей жизни было несколько ситуаций, когда я могла пойти совсем другой дорогой. Появилась возможность стажироваться в Китае, в Ирландии, но останавливали музыка и юношеский максимализм, который не позволял расставаться с друзьями. И я никуда не поехала.

– Мне кажется, любовь к народной песне есть у всех. Это определенный код, который в нас заложен. У кого-то он раскрывается, у других спит. Меня моя любовь к традиционным песням и музыке разных народов привела в итоге к русскому фольклору,
говорит Мария.

Поначалу я больше интересовалась ирландской музыкальной культурой. Как оказалось, мы с ирландцами родственники, у нас очень много схожего, особенно в бытовых танцах. Я это поняла, когда погрузилась в изучение русского танцевального искусства.

Фото: архив Марии Захаровой

Семья и Алтай

– Мой интерес к фольклору привел меня в замечательную компанию, в которой я познакомилась со своим будущим мужем. Иван - один из инициаторов возрождения традиционной русской культуры во Владивостоке, и мы нашли друг друга. Он услышал меня на фестивале, вдохновился моим голосом, начали общаться, и вскоре я из Кисляковой стала Захаровой. Встретились и соединились две стихии – Иван да Марья, так мы себя с тех пор величаем.

У нас была свадьба со старинными обрядами, одеждой, песнями – все как полагается. А спустя время родилось два прекрасных сына. Сейчас одному четыре года, второму – почти два. Мои помощники, оба танцуют, поют, играют.

А год назад мы переехали. Муж давно хотел на Алтай, он оттуда родом, у него там был земельный участок. И прошлой весной мы наконец решились: сели в машину и отправились с детьми из Владивостока в Верх-Уймон. Мы уже прижились, занимаемся сельским хозяйством, выращиваем кормовой овес – так называемую зеленку, – планируем завести пасеку. У нас есть кони, и мы организуем прогулки верхом, развиваем туристический бизнес. Это очень востребовано, привлекает много людей, и у нас получается себя реализовать и в таком направлении, и в моем любимом деле – фольклорном искусстве.

Верх-Уймон
Фото: архив Марии Захаровой

Фольклорная терапия

– Не так давно я начала заниматься народным пением по особой методике, которая называется «Терапия фольклором», и прошла обучение у ее автора – замечательного этнографа, психолога Елизаветы Тюгаевой из Новосибирска. Она разработала свою уникальную систему более 10 лет назад и за эти годы выстроила последовательность занятий, помогающих раскрыть в человеке национальный код.

На мастер-классах по методике Елизаветы Тюгаевой люди не просто знакомятся со старинными песнями как с произведениями вокального искусства, а получают возможность прочувствовать их, пропустить через себя. Я полностью разделяю мнение Елизаветы, что традиционные старинные русские песни содержат в себе огромный психологический потенциал. Совместное их пропевание способно излечивать душу. И это не высокие слова, а достоверный, многократно проверенный факт. Песня глубоко проникает в сущность человека и освобождает его от непрожитых эмоций, запрятанных в потаенных глубинах души.

Женщинам, которые приходят ко мне на занятия, я всегда говорю: «Если хочется плакать – плачьте». Вместе со слезами и с помощью песни из человека уходит, вымывается эмоциональная горечь. Мне всегда радостно видеть, как постепенно меняются женщины, какими светлыми и одухотворенными становятся их лица. К концу занятий они превращаются в одно целое, и это очень важно в нашу эпоху эгоцентризма, когда всем нам так не хватает душевного единения. Будем учиться его воссоздавать с помощью народной песни и хоровода. Это нужно каждому человеку.

Любовь и Сахалин

– На остров я приезжаю к отцу. Мамочка, к сожалению, умерла 3 года назад. В этот раз впервые провела в Южно-Сахалинске занятия по методике «Терапия фольклора», и мне радостно, что земляки не подвели: пришли прекрасные женщины, мы замечательно спелись и схороводились. Я очень надеюсь, что буду приезжать в Южно-Сахалинск часто и терапия фольклором многим поможет восстановить душевный покой.

Скоро я возвращаюсь в Верх-Уймон. Там предстоит серьезная работа, мы с группой «Нибелунги» находимся в процессе записи нового акустического альбома. Делаем это дистанционно: ребята записывают во Владивостоке инструментальную партию, а я пою на Алтае.

У меня много дел, и все нужные. Я воспитываю детей, веду дом, помогаю мужу, занимаюсь бизнесом, сельским хозяйством, прикладным творчеством, сотрудничаю с «Нибелунгами», провожу занятия по фольклорному пению. Как я все успеваю? Не могу ответить на этот вопрос. Наверное, просто хочется заниматься, творить, идти вперед, и всем этим движет любовь.

Без нее никак.

Авторы:Юлия Вятржик