сб, 14 дек.
09:36
Южно-Сахалинск
-22 °С, облачно

Лучший педагог Южно-Сахалинска делает ставку на новые технологии

9 апреля 2022, 20:39Персона
Фото: Учеба в институте. (Ирина крайняя справа)

Ирине Орловой с первых дней прочили победу на муниципальном этапе конкурса «Педагог года ­-2022». Она показала жюри, как увлечь учеников русским языком и литературой при помощи современных методов обучения.

В школе и университете

Кабинет № 209, в котором молодой преподаватель русского языка и литературы Ирина Орлова ведет свои предметы в гимназии № 3, – светлый, солнечный и приятный. Он располагает к себе с первых минут, как и сама хозяйка: статная, длинноволосая, с необычными серо-зелеными глазами. Удивила редкой для нашего времени способностью внимательно слушать собеседника и быстро улавливать его настроение. Полтора часа разговора пролетели, как одно мгновение. 

Сразу невольно возник вопрос: может, еще в школьные годы мечтала стать преподавателем, кто-то вдохновлял и был примером? Но Ирина Владимировна уверяет, что только к концу выпускного класса начала задумываться о будущей профессии.  Она родилась в 1993 году, росла в селе Дачном Корсаковского района, в семье офицера. 

В выпускном классе

– Можно сказать, что свое детство я прогуляла, – улыбается Ирина. – Мы жили в военном городке, закрытом от посторонних, вход через КПП только по пропускам. Дети целыми днями пропадали на улице, и родители не беспокоились за их безопасность. В городке все друг друга хорошо знали, вечерами часто собирались семьями, ходили на мероприятия в местный Дом офицеров. В сельской школе классы были совсем маленькие, учителя и ученики – как родные. 

Среднюю школу девушка окончила в селе Соловьевка, куда перевелись некоторые дети военных. Восьмерых выпускников усиленно готовили к экзаменам. К тому времени Ирина полюбила книги – сыграли свою роль пример родителей и правильный подход учителя литературы. Считает, что в юности обязательно нужно полностью прочитать романы «Война и мир» Льва Толстого и «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова.

Когда настало время выбирать предметы для ЕГЭ, поняла, что уверенно сдаст русский и литературу, и баллы действительно получила неплохие. Насчет истории сомневалась, но результат испытаний не разочаровал. Решила выучиться на филолога и легко поступила в СахГУ на бюджет. Да и родители настояли, чтобы любимая дочь не уезжала далеко от дома. Этот год для семьи был знаковым – у Ирины родился брат, разница в возрасте – 18 лет. 

– Первые два курса я подрабатывала продавцом в магазине спортивной одежды Adidas, хотелось иметь свои деньги, – вспоминает она. – Это был очень полезный опыт: училась общаться, искать компромиссы, появилось много знакомых. За стойкой кассы готовилась к занятиям, параллельно ходила на курсы по вождению. При таком графике научилась правильно распределять время, а для педагога это золотой навык. 

В гимназии и на конкурсе 

Возможно, полезный навык в свое время помог Ирине искренне влюбиться в работу и наладить процесс преподавания так, чтобы быстро не перегореть. Ведь роман с педагогикой получился у нее не сразу. В 2017 году ее пригласили в гимназию № 3, но работа учителя показалась тогда слишком сложной. Ирина решила, что ошиблась с профессией и отправилась в Санкт-Петербург вслед за родителями, которые туда переехали. 

Но Сахалин так просто не отпускал. Девушка вернулась через несколько месяцев – изменилась ситуация в личной жизни. Ее опять приняли на работу в ту же гимназию и дали два 10-х класса, у которых она уже вела свои предметы.

– Через год я поняла, что преподавать – это здорово, ведь ты не только учишь других, но и учишься сам! Стало интересно готовиться к урокам, осваивать новые методы и технологии. И коллектив отличный, коллеги всегда помогут и поддержат, – рассказывает она. 

Современные методы обучения на уроках русского и литературы сегодня, наверное, важны даже более, чем на математике. По словам Ирины Владимировны, в классе максимум три человека читают книги. Нынешнему подрастающему поколению с клиповым мышлением это просто неинтересно. 

– Но такую особенность можно использовать во благо. Я даю моим ученикам задание создать видео в TikTok и Instagram, они проходят разные опросы и тесты на интерактивных площадках. Ребята с помощью интернет-программ делают буклеты, в которых рассказывают о своих любимых произведениях. И мы не ограничиваемся только школьной программой. Одна десятиклассница сделала очень интересный буклет о романе Харпера Ли «Убить пересмешника», чтобы помочь другим осмыслить это произведение. Мои дети любят делать буктрейлеры, короткие видео с рассказом об их любимом художественном произведении, – делится опытом Ирина Орлова. 

А знакомство с авторами книг она начинает с их биографий, с разбора сильных и слабых сторон характера. Когда ученики понимают, что великий писатель – живой человек, а не портрет строгого дяди, который висит рядом со школьной доской, они с большим интересом читают его произведения. 

Фото: uzhno-sakh.ru

Свое выступление на учительском конкурсе Ирина Орлова строила именно на использовании современных технологий, способных привить детям любовь к чтению и русскому языку. Представила коллегам и жюри элементы собственных образовательных программ. Хороший опыт их создания получила в центре «Сириус». – Когда на церемонии награждения объявили, что я удостоена звания «Учитель года-2022», подумала, что мне это показалось, – говорит она. – На автомате получила награду, сказалось сильное нервное напряжение. Пришла в себя, когда начали поздравлять коллеги и друзья, и поняла, что взяла казавшуюся недосягаемой высоту. 

На «Горном воздухе»

Покорение новых вершин было заложено в ее характере изначально. Еще в студенчестве девушка освоила сноуборд. Купила дешевый комплект амуниции, с помощью видеоуроков начала самостоятельно кататься. Четыре года назад выучилась на инструктора, чтобы отточить свою технику и помочь начинающим сноубордистам не делать ошибок.

В прошлом году вместе с мужем начала заниматься в сноуборд-парке под началом известного спортсмена Юрия Чемодурова. – Сноуборд дает незабываемые эмоции и разрядку. В нашей профессии обязательно нужно снимать напряжение. Многие учителя занимаются фитнесом, волейболом, одна моя коллега – боксом. Когда много бываешь на свежем воздухе, лучше спишь, перестаешь простужаться и, самое главное, обретаешь внутреннюю гармонию, – считает Ирина. В школу она часто надевает браслет с надписью: «Жизнь не только для работы», и старается следовать мудрому принципу.

– В преподавание некоторые уходят с головой, не дают себе отдыха.  Но тогда постепенно копится ком житейских проблем и усталости, и, если ты в таком состоянии начинаешь вести уроки, дети мгновенно это чувствуют и теряют к твоему предмету интерес. Даже если занятия проходят в дистанционном формате, который я, кстати, считаю очень рациональным методом в современной системе обучения, – говорит учитель. – Ученики всегда обращают внимание на твой гардероб, выражение лица и настроение, а спорт лучше всего помогает держать себя в тонусе.

Три года назад супруги Орловы увлеклись кайтингом – еще довольно нераспространенным на Сахалине видом спорта. «Кайт» в переводе с английского – «воздушный змей». С помощью специального приспособления парус крепится на поясе, и человек, движимый потоком ветра, едет на доске: летом это кайтборд, зимой - сноуборд. – Я долго училась, сначала было очень страшно, – признается Ирина. – Обучение сопровождалось и серьезными падениями. Потом поняла, что не поймаю ветер до тех пор, пока не усвою простые законы физики, и смогла перебороть страх.

Муж Ирины стал инструктором по кайтингу, и с тех пор они вместе продолжают заниматься «ветреным» спортом. Но этой весной Ирина не сможет уделять любимому хобби времени столько, сколько хотелось бы. После муниципального этапа учительского конкурса она начала готовиться к областному, который стартовал 1 апреля.

Этот процесс потребует полной самоотдачи, но без усилий не будет и роста. Не зря для оформления своего кабинета Ирина Орлова выбрала высказывание американского писателя Зига Зиглара: «Успех – это лестница, на которую не взобраться, держа руки в карманах». 

Даже небольшой педагогический опыт помог Ирине понять: дети, которые показывают хорошую успеваемость по русскому языку и литературе, добиваются хороших результатов в ЕГЭ по точным наукам.

Авторы:Анна Сухоребрик