Почти 25 тысяч детей переступят порог школ Южно-Сахалинска 1 сентября.
Подготовка к новому учебному году учреждений образования в областном центре вышла на финишную прямую. При этом в городе впервые, пожалуй, за много лет ведется масштабное строительство сразу нескольких новых общеобразовательных объектов. Об этом в преддверии Дня знаний мы поговорили с начальником департамента образования Южно-Сахалинска Анастасией КИКТЕВОЙ.
- Анастасия Николаевна, количество детей в городе растет и вместе с этим растут проблемы, в частности, в интернете регулярно возникают разговоры о том, что кому-то не досталось места в школе. Этот вопрос как-то решается?
- Да, число учеников с каждым годом растет примерно на 5%. Если в прошлом году в школах учились чуть больше 22 тысяч ребят, то в этом мы ждем более 24,5 тысяч человек. Это нас очень радует. Возникающие с нехваткой мест проблемы мы оперативно решаем, открывая дополнительные первые классы в таких школах, как № 1, 3, 5, дополнительные пятые классы – в 5 и 13 школе и еще один десятый – в 11 школе. Конечно, на имеющихся муниципальных площадях становится тесно, поэтому в городе идет строительство сразу пяти новых объектов.
- Моя дочь учится в 26-й школе, там рядом с основным зданием строят новый корпус. Он тоже входит в эту пятерку?
- Это не просто корпус, это полноценная начальная школа на 480 мест. Такая же строится и в гимназии № 1. А для гимназии № 3 возводится отдельный корпус для дополнительного образования на 413 мест. Здесь будут располагаться не только помещения для занятий эстетической направленности, но и первый муниципальный брендированный технопарк «Кванториум», сейчас активно идут работы над его дизайн-проектом. Это будет полноценный центр технического творчества, где учащиеся смогут заниматься научно-исследовательской работой по пяти направлениям: робоквантум, IT-квантум, VR-AR-квантум, биоквантум и промышленный дизайн.
- А новые школы с нуля будут построены? В Дальнем, помню, жильцы часто жаловались, что детям в город далеко ездить на учебу…
- Да, ведется строительство двух полноценных школ, одна из них как раз в Дальнем. Конечно, село расстраивается, там со временем будет несколько микрорайонов, и им необходимо свое образовательное учреждение, как говорится, под боком, в шаговой доступности. Сейчас там возводится комплекс на 550 мест. Дети будут учиться в одну смену, а после обеда здесь же заработает продленка со спальнями для первоклассников, ведь они, по сути, малыши, и после детского сада им очень трудно привыкать к учебной нагрузке без дневного отдыха. Спланированы отдельные комнаты для мальчиков и девочек, с хорошими подростковыми кроватями, они чуть больше и шире детских. У нас уже функционирует такая спальня в гимназии №3, опыт ее использования очень положительный, причем не только для первоклашек, но и для детей лагеря дневного пребывания, работающего в период летних каникул. Кроме того, будут работать различные кружки и секции в рамках допобразования. Мы очень надеемся, что школа в Дальнем позволит реализовывать не только образовательные инициативы, но и станет очень важным социальным объектом для жителей села.
До конца года на ремонты и оснащение детских садов и школ областного центра будет потрачено около 420 млн. рублей.
- А как продвигается строительство школы для учеников с особенностями здоровья? Тоже ведь злободневная тема.
- Работы уже ведутся. Учреждение возводится в планировочном районе Луговое, там одновременно смогут учиться 260 ребятишек. Сейчас в городе функционирует коррекционная школа «Надежда», в которой занимается 186 школьников, но здание очень старое, давно пора переезжать. Плюс за последние годы принципиально изменился подход к обучению данной категории, реализовать новую концепцию обучения детей с ОВЗ в старом здании невозможно. Поэтому строим новую школу – с учетом всех требований, от федерального законодательства до САНПиНа. Аналогов ее в России сейчас нет, как бы пафосно это не звучало. Там создается настоящая безбарьерная среда, можно будет проводить как групповые, так и индивидуальные уроки. Ведь потребности у таких детей разные, некоторым очень сложно учиться в коллективе. Например, для аутистов подготовили целый блок специализированных помещений. Мы долго советовались с родителями этих ребят и совместно решили, что нужны мобильные перегородки, с помощью которых дети смогут видеть только учителя, но не друг друга. У них будет создаваться ощущение, что они с педагогом один на один, это снимет дополнительную тревожность. Плюс в одном большом кабинете будут находиться одновременно не более трех учеников с этим диагнозом. Учтен и запрос от родителей детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, им необходима организация дневного пребывания в школе, пока мама и папа работают. Это очень тяжелая жизненная ситуация, здесь нужна или сиделка, или же кто-то из родителей посвящает себя уходу за ребенком, а это значит, что семейный доход заметно уменьшается. А если родитель один, к примеру, мама? В этом случае семья, как правило, существует на грани нищеты. Поэтому место, где могут присмотреть за такими детьми днем, пока родители зарабатывают на жизнь, крайне необходимо, мы работаем над решением этой задачи.
- Анастасия Николаевна, тема эта вообще очень сложная и болезненная. И хорошо, что сейчас все больше и больше детей с особенностями здоровья приходит учиться в обычные школы. Конечно, много с этим проблем, здесь и педагог нужен понимающий, который не допустит насмешек над особенным ребенком. Как сейчас с этим обстоит ситуация в наших школах?
- Мы в городе вели очень серьезную работу с педагогическими коллективами как раз на эту тему, учили, как грамотно помочь таким детям влиться безболезненно в общий коллектив. В РФ принята концепция инклюзивного образования, когда школьникам с особенностями здоровья открывают двери общеобразовательные учреждения. Например, у нас был запрос о создании особых условий для обучения от родителей, чьи сыновья и дочери ходят в 37-й садик и имеют ограничения по зрению. И мы сделали это на базе начальной школы № 7. Помните историю маленькой южносахалинки Сони Курдюковой, ослепшей после аварии в апреле 2016 года? Последующие два года она училась в этой школе. Для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптирована гимназия № 3, там в здании можно передвигаться на колясках, а помещения оборудованы различными приспособлениями для таких ребятишек. Например, есть у нас в одной из школ мальчик, он с семьей попал в аварию, остался инвалидом, но продолжал учиться, находился на комбинированном домашнем обучении. Сейчас он окончил начальную школу и с сентября пойдет в гимназию № 3, его там уже ждут. Еще мы стараемся таких ребят задействовать в различных мероприятиях и конкурсах, где у них есть возможность показать свои таланты наравне со здоровыми людьми. Например, в прошлом году был реализован муниципальный проект «Поющие острова», в котором дети-инвалиды выходили на сцену с профессиональными музыкантами и пели вместе с ними. Победитель отправился выступать на гала-концерт в Санкт-Петербург. Проводили конкурс прошлой осенью в областном театре кукол. Вы там присутствовали?
- Присутствовала, и прекрасно помню, как рыдал весь зал. Очень трогательный был фестиваль. Удивило количество зрителей, люди сидели даже на ступеньках.
- Да, и нас это тоже приятно удивило. Мы не стали никого специально собирать, просто распространили информацию о том, что состоится такое мероприятие, и зрители пришли. Вокальный конкурс тогда выиграл Дмитрий Пислегин. У него была мечта – выступить на городском концерте 9 мая. И ему дали такую возможность, парень очень талантливый. Сейчас он учится в школе № 23, в этом году закончил музыкальную школу. А еще он планирует получать профессиональное музыкальное образование, так на него повлиял успех на фестивале. Ну разве это не чудо? Конечно, проект «Поющие острова» будет продолжен, он состоится и в нынешнем году, только в этот раз мы дадим возможность проявить себя не только вокалистам, но и представителям других видов искусств. В целом мы считаем, что, несмотря на все сложности, процесс интеграции детей и взрослых с особенностями здоровья в общество абсолютно необходим. И постоянное обсуждение этого вопроса в педагогической среде, а также среди родителей и учеников позволит прийти к ситуации, когда говорить будет уже не о чем, так как присутствие таких людей рядом с нами станет абсолютной нормой, и даже помыслить будет странно о том, что может быть по-другому.
Беседовала Наталья РУСИНОВА