Современное образование в России – одна из самых обсуждаемых тем. Причем зачастую в острокритическом ключе. Масла в огонь подлила пандемия, из-за которой в образовательных учреждениях ввели дистанционную форму обучения, вызвавшую волну родительского негодования и ностальгические воспоминания о советской школе.
Однако сегодня учителя считают, что для пессимизма оснований нет. Система образования успешно развивается, идет в ногу со временем и вполне результативна. Своими мыслями об этом с читателями нашей газеты делится учитель начальных классов средней школы № 32 Ново-Александровска победитель городского конкурса «Учитель года-2021» в номинации «Педагогический поиск» Анастасия Герасимова.
– Прежде всего хочу сказать, что образование – это живой процесс, который постоянно меняется. Каждый день приносит что-то новое, поэтому мы учимся вместе с нашими учениками.
Здорово, что детей освободили от тяжелых рюкзаков. Сегодня ученики начальной школы имеют два комплекта учебников: один дома, другой в школе. Немаловажный момент – бесплатное питание для учеников младших классов. Первая смена получает горячий завтрак, вторая – полноценный обед. Это очень большой плюс.
Но, к сожалению, до сих пор дети в нашем городе вынуждены учиться в две смены. Школьников с каждым годом становится больше, некоторые классы переполнены, а новые школы строятся не так быстро, как хотелось бы.
– Сейчас школа дает детям очень много возможностей раскрыть свой потенциал и таланты. Заметно выросло количество кружков, ребята могут выбрать, чем они будут заниматься – шахматами, баскетболом, робототехникой... Главное – желание.
– Интерактивное оборудование – то, что не перестает нас радовать. Это настоящий кладезь возможностей. Предлагается очень много пособий, электронных площадок с готовыми заданиями. Это сокращает время подготовки учителя к уроку и одновременно мотивирует школьников. Они сегодня другие, свободно чувствуют себя в цифровом мире, им это интересно. Главное, чтобы не подводил Интернет, скорость которого в пиковые моменты заметно снижается. Это, конечно, минус.
С появлением интерактивных досок мы не отказались от обычных, на которых по-прежнему пишем мелом. Классическая школьная доска – помощник учителя, и очень нравится детям.
– К сожалению, его в программе нет. Но, понимая важность правильного письма и верной постановки руки, мы обязательно уделяем этому время. Такое решение приняли в нашей школе на педсовете. Каждый урок русского языка начинается с минутки чистописания. Надеюсь, придет время, когда мы сможем уделить этому предмету полноценный академический час.
– Образовательные технологии меняются очень быстро. Идет мощное цифровое оснащение школ, разрабатываются различные интерактивные площадки, и учитель в таких условиях должен быть максимально мобильным. Молодые преподаватели часто не готовы к новым школьным реалиям.
Конечно, им помогают, поэтому наставничество по-прежнему необходимый элемент образовательной системы. Но есть проблема. Учеников становится больше, в том числе в школу идут дети с ограниченными возможностями здоровья. Прекрасно, что сейчас введено инклюзивное образование и такие ребята получают возможность полноценного общения, социальной адаптации, но для их сопровождения не хватает профильных специалистов.
– Вначале было сложно, потому что она свалилась на нас внезапно, и мы не имели возможности подготовиться. Но появление нового формата дало большой толчок для педагогического творчества. Дистанционное обучение – действенный дополнительный инструмент, который разнообразит образовательный процесс.
– Очень радует, что в школу наконец возвращается воспитательная функция. Возрождены классные часы, есть возможность живого общения с детьми, совместного обсуждения нравственных и моральных проблем.
Понятно, что сейчас мы стоим на пути совершенствования системы образования и его развития в современных реалиях, и я уверена, что уже совсем скоро многие проблемы будут решены.
Юлия ВЯТРЖИК