Однажды, проходя мимо литературной беседки областной универсальной научной библиотеки, услышал мужской голос, поющий:
«Мы все куда-то уезжаем,
все продаем и все бросаем,
Меняем веры и привычки,
меняем страны, города,
Но позабыть зарю в тумане,
рыбацкий сейнер в океане,
Брусники россыпь на поляне,
увы, не сможем никогда...»
Слова эти царапнули меня еще не случившейся ностальгией. Но мелькнувшую грусть уже вытесняла другая строка: «И тайфуны, и метели нас за зиму не согнут...»
Так я открыл для себя барда Павла Гаврикова. А песен у него много – за сотню.
Борец с огнем
В 1958 году четырехлетний Павлик с родителями переехал из Амурской области в Поронайск. Рано научился читать, и воспитатель детского сада давала ему книгу, чтобы занимал сверстников чтением сказок. В 1961-м семья Гавриковых перебралась в Южно-Сахалинск, где еще оставалось много старых японских домов.
Поселились сначала в центре, затем переехали на улицу Заводскую, которая нынче носит имя космонавта Поповича. В отличие от хрупких фанз в центре, доставшихся городу от периода Карафуто, дом был создан уже по советским лекалам – деревянная двухэтажка на восемь хозяев. Но однажды дом сгорел дотла, а из семейного имущества Гавриковых уцелела только чугунная сковородка. Жизнь начиналась заново…
Потом Павлу еще не раз приходилось сталкиваться с огнем. Как-то подростком он услышал отчаянные крики соседей. Ринулся к ним, а там канистра, из которой брали горючее для растопки титана, уже плавилась.
Схватил ее голыми руками и выбросил в окно. А еще был случай: Павел шел по проспекту Победы и увидел дым, валивший из форточки дома. Влетев в подъезд, вышиб ногой дверь в квартиру – они в те годы были хлипкие. Там от включенной плиты занялись пламенем занавеска и кухонный шкаф. Бросился гасить огонь, а вскоре подъехали пожарные. «Молодец!» – сказал кто-то из них Павлу.
Про тещу на бис
Друг детства Павла Геннадий Самохин вспоминает, что еще классе в 3-м учительница отмечала юного Гаврикова за его сочинения, однажды даже поставила 5 с плюсом. С 14 лет Паша начал писать стихи, а с 16 – играть во дворе на гитаре. После школы по совету отца поступил в профтех- училище № 18, получил профессию бульдозериста.
Начинал трудовой путь в управлении механизации строительства № 2, затем, опять же по совету отца: мол, получишь квартиру, перешел на работу в домостроительный комбинат. Стал звеньевым монтажников. Построил с товарищами не один десяток домов в Южно-Сахалинске и Долинске. Работал ударно, о чем свидетельствует орден Трудовой Славы III степени. Квартиру тоже получил. К той поре уже пошли дети.
Жизнь удалась? Наверное, да. Ведь была и хорошая работа, которая приносила удовлетворение, и награды за нее. Есть семья, увлечение песнями, первую из которых написал в 18 лет. Для них всегда находится время.
В 1998 году в ДК железнодорожников на первом большом бардовском турнире получил диплом II степени. Особенно радовалась успеху зятя теща, которая подарила ему целую корзину роз. И понеслось: Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Холмск, Александровск-Сахалинский, Ванино... Был участником и дипломантом областных и дальневосточных фестивалей авторской песни.
На бис слушатели часто просят Гаврикова спеть озорную, любимую многими песню про тещу.
Здравствуй, теща!
Усталый зять к тебе пришел.
Постарайся накрыть
ему щедрее стол.
Водки горькой
Налей в хрустальное стекло.
Как же зятю
С хорошей тещей повезло!
И ведь правда – повезло!
Игорь СНЕГИН