чт, 02 май
08:47
Южно-Сахалинск
-1 °С, туман

Экспонаты железнодорожного музея рассказывают о вехах сахалинской истории

7 декабря 2021, 01:13Общество
Фото: Игорь Снегин

Один из раритетов хочет забрать в свою коллекцию музей железных дорог России.

Редкий экземпляр

Недавно экспозиция музея истории Сахалинской железной дороги в областном центре пополнилась новым экспонатом. Это тепловоз-дрезина серии ТУ8Г № 0027, длительное время эксплуатировавшийся на островной магистрали. В стране было построено всего 30 таких тепловозов, 6 из которых предназначались для Сахалинской железной дороги под колею 1067 мм.

Как рассказал руководитель музея Андрей Чиликин, машина усердно трудилась вплоть до окончания перешивки узкой островной колеи на общероссийскую, очищая рельсы от снежных завалов двумя роторными шнеками. За 27 лет своей рабочей жизни она преодолела по Сахалину не менее 153 тысяч километров – путь длиной почти в четыре экватора...

Фото: Игорь Снегин

Первый билет

С 2004 года музей размещался в помещении Дома культуры железнодорожников. Но благодаря неутомимому ветерану Юрию Проселкову, его первому руководителю и смотрителю

(когда-то он прошел путь от кочегара паровоза до начальника локомотивной службы), экспозиция быстро росла, и дорога подарила музею отдельное здание (пять залов) по адресу: ул. Вокзальная, 34.

И Юрий Аркадьевич, и нынешний руководитель музея Андрей Николаевич Чиликин искали экспонаты везде – на станциях, в подсобках, мастерских, у знакомых, случалось, даже на свалках. И находили! Телефонные и телеграфные аппараты, сигнальные фонари, редкие значки, первый пассажирский билет, выписанный в кассе нового вокзала Южно-Сахалинска…

Достойное место в экспозиции занимают копии подвижного состава, мастерски выполненные пенсионером Евгением Грицкевичем. Евгений Николаевич, который поработал и кочегаром паровоза, и машинистом тепловоза, – живая история СахЖД.

В музее можно увидеть форму бывшего начальника Сахалинской железной дороги Михаила Заиченко, фуражки машиниста-инструктора и дежурного по станции, знаки отличия, керосиновые и аккумуляторные фонари, карты, фотодокументы…

– Вот одно из последних приобретений – старый духовой рожок, я давно его приметил на переезде «43-й км», – рассказывает Андрей Чиликин и, дуя в рожок, демонстрирует его мощный голос. – Рожком, случается, и поныне еще пользуются службы пути, подавая определенный звуковой сигнал-указание машинисту. Например, один длинный означает: «Путь свободен!»

Фото: Игорь Снегин

Площадь раритетов

Из залов музея выходим на площадку, где размещена железнодорожная техника разных времен. Например, здесь стоит советский паровоз, который всего на пару лет младше нашей области.

Вот уникальные экспонаты эпохи Карафуто: японский снегоочиститель «Вадзима» 1936 года выпуска, дизель-поезд «Киха-58», двухосные японские вагоны – крытый и платформа 30-х годов прошлого столетия, грузоподъемный кран «Сумитомо» 1963 года выпуска...

Экспозиция музея истории Сахалинской железной дороги насчитывает 26 экземпляров узкоколейного подвижного состава – локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны, строительная и с него-очистительная техника отечественного и зарубежного производства.  Многие из этих машин сохранились в единичных экземплярах.

Много и заслуженных отечественных ветеранов: 25-тонная цистерна, снегоочиститель на базе секции ТГ16. Есть настоящие шедевры прошлого, например горнопроходческий щит внушительных размеров, смонтированный Ленгипротрансмостом в 1993-м. Он помогал реконструировать тоннели, не прерывая движение поездов. Обосновался в коллекции и крайне редкий советский паровоз №4-78, возивший уголь с 1940 по 1945 год по узкоколейке в 750 мм на небольшой ветке Агнево-рудник – Агнево-берег.

На такой же колее на линии Ноглики – Оха действовал тепловоз ТУ7-015 выпуска 1988 года.

Игорь СНЕГИН

Между прочим 

Один из сахалинских раритетов хочет забрать в свою коллекцию музей железных дорог России в Санкт-Петербурге. Это паровоз Д51-4, в 1949 году построенный в Японии, с единственной в нашей стране колесной формулой 1-4-1 (1 – это так называемый бегунок, 4 – основные колеса). Сахалинские ветераны транспорта, узнавшие о намерениях музейщиков с материка, забили тревогу. Не хочет терять уникальный экспонат и Сахалинский регион Дальневосточной железной дороги. Поддержку им обещает руководство островной области. Так что будем надеяться, экспозиция в Южно-Сахалинске останется в целости и сохранности.