Этого не случится никогда - так говорили сельчане, подписывая очередное открытое письмо с требованием привести в порядок дорогу между Санаторным и Синегорском. Единственная грунтовка, связывающая отдаленное село с городским округом, была в самом что ни на есть плачевном состоянии. Оно усугублялось весной и осенью, когда распутица делала дорогу практически непроезжей. Летом же грязь преобразовывалась в густейшую пыль. Проще было зимой, когда накатанное дорожное полотно давало зыбкое ощущение комфортной езды. Но этот краткий период бесконечно прерывался снегопадами, заносами и разрушающими снежный панцирь переходами температуры через ноль.
Надежда затеплилась в 2019 году, когда администрация Южно-Сахалинска плотно занялась разработкой проекта реконструкции многострадальной грунтовки, намереваясь капитально отремонтировать ее до 2023 года.
Но в мае 2021-го дорога ушла в областное ведение, и региональный минтранс обнулил сроки ее ремонта. Эта новость шокировала синегорцев, однако мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин пообещал разобраться в ситуации.
Спустя два года, в апреле 2023-го, на синегорскую грунтовку зашла серьезная техника, появились люди в спецодежде. Аншлаги сообщали, что капитальный ремонт проводится в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», а выполнять его будет ООО «Перевал» - та самая компания, которая на тот момент занималась обслуживанием трассы и снискала уважение жителей села за качественную работу.
- На определенных участках дороги грунт перемещался из выемки в насыпь, то есть он частично срезался, вынимался, переносился. Таким образом трасса поднималась, выправлялся ее продольный профиль, - начальник участка ООО «Перевал» Виталий Разуваев объясняет, почему так много времени было отведено на подготовку основания магистрали под асфальт.
Заниматься этим вплотную начали в прошлом году, и объем работ произвел впечатление даже на видавших виды синегорцев. В некоторых местах дорога срезалась буквально до состояния котлована, на дно укладывались циклопических размеров трубы, а затем полотно восстанавливалось, но уже в обновленном виде.
- Проектом не было предусмотрено создание рабочего слоя из скальника. При этом местные грунты плохого качества и требовали замены, - разъяснил особенности синегорского ремонта главный инженер ООО «Перевал» Александр Губин. – Поэтому мы по статье «Непредвиденные расходы» актировали такие участки, рассчитывали дополнительные объемы на скальный грунт, и Сахалинавтодор выделял необходимые средства.
Всего за два строительных сезона на синегорской трассе расчистили около 22 га полосы отвода, укрепили 3,5 км кюветов, отремонтировали 21 водопропускную трубу, и это только малая часть выполненных работ. В целом же участок дороги протяженностью 8,152 км съел более 84 тыс. кубометров щебеночно-песчаной смеси, свыше 660 кубометров бетона, около 99 тонн битума, почти 19,5 тысячи тонн асфальтобетона и массу других необходимых ингредиентов. Общая сумма расходов – более 886 млн рублей.
Результат очевиден всем – дорога прекрасная, ехать по ней – удовольствие и радость, и сейчас уже невозможно представить, что еще в начале лета делать это было крайне сложно.
- Наша организация на этом рынке уже 30 лет, - объяснил Александр Губин. – Начинали с Холмского перевала, строим дороги по всему Сахалину. Всегда стараемся работать на долгосрочную перспективу, поэтому репутация для нас очень важна.
Что касается Синегорска, высокая репутация компании «Перевал» для его жителей несомненна.
Потому идея поблагодарить дорожников, с которой к землякам обратилась жительница села Валентина Васюкова, была поддержана безоговорочно. Дружно скинулись, местные активисты Леонид Снигур и Андрей Фолин закупили на собранные деньги вкусные подарки, было составлено благодарственное письмо, и 23 сентября делегация синегорцев отправилась в гости к дорожникам. Появление на трассе дружелюбных граждан с тортами и пиццами стало для тех настоящим сюрпризом.
- Бывает, люди останавливаются, благодарят, но так, как сделали синегорцы, – это, конечно, неординарный случай! - поделился эмоциями Александр Губин. – В моей практике такое впервые.
В октябре строители ООО «Перевал» сворачивают работу на синегорской трассе. Но ее ремонт не завершен. Осталось около 4 км самого сложного участка, который заканчивается на въезде в село. Проект реконструкции готов. Дело за малым – довести его до конца. Синегорцы надеются, что этим в следующем году займется именно компания «Перевал».
А что касается самого Синегорска, возникает стойкое ощущение, что новая дорога круто изменит его судьбу. Но это уже совсем другая история…