1 апреля — Дарья Грязная
На Дарью ждали первую весеннюю распутицу. Земля начинала оттаивать, и дороги превращались в грязь. В народе говорили: «Дарья пришла — грязи принесла». В этот день полагалось обходить стороной глубокие лужи и расчищать тропинки возле дома, чтобы вода уходила быстрее. Считалось, что если грязь высыхает быстро — лето будет теплым и сухим.
2 апреля — Фотинья Колодезная
День, посвященный чистой воде. По традиции на Фотинью чистили колодцы, устраивали первую весеннюю «проверку воды». Считалось, что если в этот день вода в колодце прозрачная и вкусная — год будет благополучным. Женщины приносили воду домой, умывались молча, «чтобы лицо было светлым, а мысли — ясными».
3 апреля — Кирилл Катаник
Название дня пошло от слова «катать» — в этот день скатывали с гор остатки снега, чтобы быстрее таял. Дети устраивали последние зимние забавы, катались на санках, даже если уже не было льда — «катались по памяти». Старики приговаривали: «Катание до солнца — к веселому лету». Считалось, что если день теплый и солнечный — весна будет ранней.
4 апреля — Василий Теплый, Василий Парник, Василий Капельник, Василий Солнечник
В этот день наблюдали за капелью. Если с крыш «звенело» активно — весна уже на пороге. В народе говорили: «Какова капель — таков и апрель». Женщины в этот день выходили под солнце, подставляя лицо первым теплым лучам — «чтобы кожа не вянула». Также этот день считался благоприятным для загадывания желаний, связанных с домом и семьей.
5 апреля — Никонов день
Считалось, что с этого дня можно звать весну громко и вслух — заклички, детские игры и первые обряды на «пробуждение земли». Люди выходили на окраины сел и стучали в землю палками или палами от плуга: «Просыпайся, матушка!» Погода в этот день будто прислушивалась — если было тихо и ясно, весна шла уверенно.
6 апреля — Артемон — дери полоз
Название этого дня говорит само за себя: «дери полоз» — значит, пора убирать сани. Весна окончательно вступала в силу, дороги превращались в грязь, а значит, зимний транспорт уходил на хранение. В народе говорили: «На Артемона полоз дерут — телегу мажут». Начинали готовить колеса, проверять повозки, смазывать оси. Считалось, что если не убрать сани в этот день — весна будет «обижена» и затянется. День был хлопотный, но радостный — все вокруг начинало просыпаться.
7 апреля — Благовещение, Бабий праздник
Один из важнейших церковных праздников весны, который почитался и в народной традиции. День, когда «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет» — считалось грехом работать. По поверью, все живое в этот день замирает, слушая весть архангела Гавриила. Девушки загадывали желания, глядя на небо. Если день теплый и безветренный — ждали раннего лета.
8 апреля — Гавриил Благовест
Продолжение благовестной темы. В этот день в деревнях звонили в колокола — «чтобы земля проснулась, а нечисть отступила». Старики наблюдали за ветром: если он с юга — год будет урожайным. Детей учили прислушиваться к тишине, потому что «после Благовещения душа начинает слышать весну».
9 апреля — Матрена Настовица, Полурепица
Настовица — потому что в этот день «наст» на снегу ломается. По примете, если утром еще держит, а к обеду проваливается — лето будет с грозами. Хозяйки на Матрону вытаскивали ковры и сушили вещи на солнце — «чтобы в доме свежесть жила». Считалось хорошим знаком услышать в этот день стук дятла — значит, весна не подведет.
10 апреля — Иларион — выверни оглобли
В народе говорили: «Пришел Иларион — выверни оглобли, ставь телегу». Этот день символически завершал переход от зимнего транспорта к летнему. Если 6 апреля — «Артемон, дери полоз», то 10 апреля — день полной смены упряжи. Телеги вытаскивали из сараев, проверяли хомуты, колеса, смазывали детали. Люди верили: как подготовишь повозку на Илариона, так и поедешь весь год — легко или с задержками.
Также этот день считался благоприятным для дальних поездок и торговли. Селяне отправлялись в ярмарки и начинали подвозить на рынок остатки зимнего запаса. Если день был солнечным и безветренным — лето обещало быть урожайным и спокойным.
11 апреля — Берещенье
Название дня связано с березой — символом весны, очищения и новой жизни. Считалось, что к этому дню березы «просыпаются» и начинается сокодвижение. Люди отправлялись в рощи слушать, как «поет» дерево: если береза начинает «плакать» — весна пришла окончательно. В этот день собирали первый березовый сок — его пили натощак, умывались им, делали целебные настои.
В народе верили, что сок, собранный на Берещенье, лечит от усталости, укрепляет сердце и «омывает тяжелую зиму из души». Девушки просили березу о красоте и здоровье, завязывая на ветках ленточки. Если день теплый и без осадков — лето будет сухим и ясным.
12 апреля — Иоанн Лествичник
Этот день посвящался духовному очищению. Люди старались не шуметь, не ругаться, не сплетничать. В домах устраивали генеральную уборку. В народе говорили: «Каков дом к Иоанну — такова и душа хозяев». Считалось, что с этого дня можно начинать обучение — знания легче ложатся.
13 апреля — Ипатий Чудотворец
Этот день в народе считался переходным — весна окончательно вступала в свои права, хотя морозы могли еще напоминать о себе. В народной традиции Ипатия почитали как защитника от болезней и тяжелых недугов, особенно суставов и «ломоты в костях» после долгой зимы.
Считалось, что на Ипатия нужно обязательно выйти на солнце — хоть на пару минут. Говорили: «На Ипатия выгони тело к свету — пусть зиму вытянет». В этот день нередко посещали баню: парились березовыми и дубовыми вениками, «выгоняя хворь». Также верили, что если 13 апреля облачно и сыро — впереди теплая весна. А если вдруг ударит утренний мороз — лето будет знойным.
14 апреля — Марья Пустые щи
Название дня говорит само за себя: запасы подходят к концу, погреба пустеют, щи варят уже «на воде да капусте». В народе шутили: «На Марью — в щах одна память о мясе». Это время, когда зима выела все припасы, а весенний урожай еще впереди. Поэтому хозяйки особенно берегли продукты и старались не выбрасывать ничего лишнего.
Этот день учили терпению и бережливости. Считалось: как пройдет Марья — так и поведет себя лето: если выстоял без лишней траты и жалоб — будет щедрый урожай. А ещё говорили: «Кто на Марью щи варит с благодарностью — у того в доме и летом пусто не будет».
По погоде примечали: если в этот день дождь — будет богатый сенокос, а если сухо и ветрено — лето с пожарами.
15 апреля — Тит Ледолом
По народному календарю считалось, что с Тита начинаются большие весенние воды. Люди слушали реки — если шумят и льдины быстро идут, лето будет коротким, но жарким. В этот день просили у воды здоровья: умывались родниковой, говорили благодарственные слова.
16 апреля — Никита Водопол, Угощение водяного
С Никиты начинали следить за уровнем воды — особенно те, кто жил у рек и озер. Если вода прибывает быстро — к урожаю. А если стоит — год будет «тяжелый». В народе говорили: «Кто на Никиту воды не боится, того и беда не возьмет». День считался сильным для заговора от сглаза.
17 апреля — Иосиф Песнопевец, Ольховые смотрины
Этот день был наполнен пением. Девушки пели веснянки, дети звали весну на пригорках. Устраивались первые посиделки с песнями. Если в этот день услышишь певчую птицу — будет радостное лето. Дом старались наполнять светом: открывали окна, убирали все темное и тяжелое.
18 апреля — Федул Ветреник
Федул считался капризным днём — то солнце, то ветер, то дождь. Говорили: «Какой Федул, такой и апрель». Ветер в этот день был особенным — он «разгонял» старые мысли, прогонял болезни. Люди выходили на открытые места, чтобы «продулись кости». Хороший день для прощений и отпускания обид.
19 апреля — Евтихий Тихий
На Евтихия старались проводить день спокойно. Без шумных дел, без споров. Если в этот день теплый закат — к раннему началу полевых работ. В старину в этот день «будили» пчел — проверяли ульи, слушали, как гудит пасека. Увидеть пчелу — к добрым новостям.
20 апреля — Акулинин день
С этого дня начинали готовить землю под посев гречихи. Проверяли зерно, готовили инструменты. Женщины перебирали крупу, приговаривая: «Чистая крупа — к чистому слову в доме». Считалось, что в этот день хорошо загадывать желания, связанные с достатком и здоровьем.
21 апреля — Родион Ледолом
Последний день в народном календаре, связанный с прощанием со льдом. Если к этому времени лед еще не ушел — год будет «запоздалый». Старики наблюдали за небом: если облака низко — к затяжной весне. Молодежь в этот день устраивала первые гулянья по просохшим дорогам.
22 апреля — Вадим Ключник
По примете, в этот день просыпаются родники и ключи. Люди шли к водоемам, набирали воду в бутылки, умывались — «чтобы силы обновить». В этот день особенно важно было не ссориться и не желать никому зла — вода «все слышит».
23 апреля — Терентьев день
На Терентия начинали готовить семена к посеву, освещали зерно, проверяли закрома. Считалось: «Как задумаешь зерно в этот день, так и возрастет». День подходил для принятия решений, особенно в хозяйстве. Хороший знак — найти перо: к легкому лету.
24 апреля — Антип Водогон
Название дня связано с половодьем: на Антипа начинались сильные весенние воды, реки выходили из берегов, уносили лед и обломки. Говорили: «Антип воду гонит — берегись мостов и бревен». В этот день было принято обходить стороной переправы, особенно деревянные — вода в это время становилась своенравной.
Хозяйства, расположенные близко к рекам, усиливали защиту: подпирали сараи, проверяли плотины, укрепляли дворы. Люди выходили смотреть на большую воду как на зрелище, но относились к ней с почтением. Вода на Антипа — живая, сильная, ее старались не тревожить. По поверью, если в этот день вода бурлит — лето будет шумным, с грозами и ливнями. Если течение ровное — к спокойному году.
Также на Антипа загадывали желания у реки. Верили: если в момент, когда кинешь щепку в воду, выглянет солнце — желание сбудется.
25 апреля — Василий Парильщик
На Василия было принято топить баню — «зимнюю хворь выгонять, летнюю силу впускать». Этот день считался по-настоящему банным праздником. Люди шли в баню всей семьей, тщательно парились, растирались березовыми или крапивными вениками, пили травяные отвары и промывали изнутри и снаружи все накопленное за зиму.
Говорили: «Как на Василия попаришься — так и год проживешь: чисто, тепло и без хвори». Оставлять парную пустой в этот день считалось дурным знаком — можно было «накликать» болезни. После бани одевали все чистое, дома окуривали полынью или пижмой.
По приметам: если пар в бане идет густой и поднимается ровно вверх — к доброй погоде. Если уходит в сторону или стелется по полу — к сырому маю.
26 апреля — Фомаида Медуница
Этот день посвящался приходу первой лекарственной травы — медуницы. Считалось, что с Фомаиды земля начинает «отдавать силу», а вместе с ней просыпаются и травы-целители. Медуницу называли «травой от весенней хандры» — ею лечили усталость, простуды и «тоску душевную».
На Фомаиду женщины выходили за околицу — искать первые ростки. Собирали медуницу на рассвете, молча, с благодарностью. Считалось, что сорванная с молитвой трава помогает при любой хвори. Умывались настоем, сушили на зиму, готовили легкие отвары.
Говорили: «Фомаида землю открывает — береги каждый росток». Если в этот день шел теплый дождь — к урожайному лету, особенно на зелень и травы. А если пасмурно, но сухо — весна будет неспешной, но ровной.
27 апреля — Мартын Лисогон
На Мартына охотники наблюдали за зверем: если лисы близко к деревне — к раннему потеплению. Считалось, что в этот день нельзя врать — иначе весь год «лисий». Также этот день называли «обережным»: ставили защиту от дурного глаза, читали заговоры на дом.
28 апреля — Пуд и Трофим (Пудов день)
Хозяйственный день. Чистили сараи, перебирали инструменты, чинили изгороди. Хорошая дата для начинаний, особенно если дело касается земли или ремонта. Сон в этот день считался вещим.
29 апреля — Арина — «урви берега»
Название дня говорит само за себя: к концу апреля весенние воды особенно бурные, реки мелеют с грохотом, подмывают берега, ломают мостки и уносят все, что плохо закреплено. В народе говорили: «Арина пришла — берег рвет, плоть трясет», намекая и на силу природы, и на весеннее обострение в настроении.
В этот день старались не подходить близко к воде, особенно детям. Мужчины проверяли плотины и обережные места, где раньше были разливы. Те, у кого дома стояли близко к реке, выставляли заграждения из бревен, камней и веток.
По приметам, если на Арину вода спокойная — год будет ровным и урожайным. А если шумит и муть несет — ждут бед и тревожного лета. Также в этот день собирали прибрежную глину — она считалась сильной для оберегов и лечения «телесных болей».
30 апреля — Зосима Пчельник
Завершение апреля встречали вместе с пчелами. Пасечники вновь наблюдали за ульями, благодарили трудолюбивых помощниц. День считался благоприятным для любых дел, начатых с душой и старанием. Все, что запланировано на Зосиму, будет расти медленно, но верно.
Источник: Sakh.online