Эта чудесная история изложена в соцсетях Русской классической школы (РКШ). Остроумный текст, яркие фотографии и в целом искренняя радость, не омраченная долгими официальными речами. Возникает ощущение большой дружной семьи, и это далеко не игра воображения. Изначально РКШ создавалась именно как семейное образовательное учреждение начального цикла, то есть до 4-го класса. Однако жизнь распорядилась иначе. Сегодня, спустя почти семь лет со дня открытия Русской классической школы в Южно-Сахалинске, здесь впервые набран 8-й класс. Общее количество учеников - 55. Их обучают 17 высококлассных педагогов. Помимо качественного образования ребятам дают возможность проявить себя в спорте, науках, искусстве. При этом сохранено и активно развивается то, что отличает РКШ от других образовательных учреждений. Это своя система обучения, построенная на лучших традициях русской и советской школы.
И еще один важный факт: в конце июня 2025 года воспитательная программа «Наследие и наследники», разработанная педагогами РКШ, получила Гран-при второго межрегионального этапа XX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Дальневосточному округу.
О том, какие цели ставят перед собой преподаватели РКШ и в чем они видят свою миссию, рассказывает директор школы, руководитель Софийского культурного центра иерей Алексий Шустин.
Наша основная задача - качественное образование и создание культурной и комфортной среды для учащихся. К этому стремимся и занимаемся постоянно. То, что мы на правильном пути, подтверждает жизнь: когда наши ученики после 4-го класса переходят в обычную школу, они очень успешны.Багаж знаний, который они получают в РКШ, позволяет им уверенно идти дальше.
У нас интересные учителя. В начальных классах уже сложилась команда опытных педагогов. Сейчас формируем коллектив основной школы. В этом году в него влился Антон Болтунов, известный в городе как профессор Открывашкин, ведущий детские научные шоу. Он преподает у нас физику и математику. Ведется масса дополнительных занятий по различным творческим, техническим, спортивным направлениям - от шахмат и русской борьбы до 3D-моделирования и живописи. То есть дети имеют возможность заниматься не только учебной программой, но и тем, что им интересно.
Важно, что наши ученики постоянно участвуют в олимпиадах на всех уровнях – на муниципальном и выше. Отбор детей не ведем, идут те, кто изъявил желание, и, как правило, все показывают очень хорошие результаты. Есть и настоящие достижения. Например, во Всероссийской олимпиаде по основам православной культуры наши дети единственные в области прошли на финальный этап и для участия в нем выезжали в Москву.
Мы в хороших партнерских отношениях с министерством образования Сахалинской области. Я вхожу в координационный совет по духовно-нравственному воспитанию при министре образования. Анастасия Николаевна Киктева нас очень хорошо знает, участвует в решениях сложных для РКШ вопросов. Получаем поддержку и от руководителя городского департамента образования Светланы Анатольевны Мировой. Она всегда к нам очень внимательна, помогает организовывать в городских школах аттестацию наших учеников.
Система преподавания в РКШ является светской, специальных религиозных предметов у нас нет. Но отличие от обычного образовательного учреждения все же есть. Я бы сказал, что РКШ - школа русской культуры. Мы прекрасно понимаем, что вычленить из нее церковь, православие невозможно. Без храмостроения, без иконописи, без христианской музыки, без нашей литературы, которая несет в себе массу религиозных образов и символов, быть русским человеком невозможно. Мы как раз пытаемся не лишать детей богатства окружающего их культурного наследия. И это важно для нас. Мы воспитываем людей русских по духу, по образованию, по воспринятой культуре.
Это касается и внешкольной работы. Здесь нам в помощь программа «Наследие и наследники». Мы обязательно отмечаем в РКШ праздники церковно-народного календаря. У нас и Покровская ярмарка проходит, и Рождество, и Пасха, и Масленица. Вокруг них сложилось множество традиций. Мы детям и об этом рассказываем, и, безусловно, раскрываем содержание самих праздников. То есть наши ученики погружены в культурный контекст русской истории. Я считаю, что это очень важно, особенно сегодня. Общество в большинстве своем лишено культурной основы, о традициях знает понаслышке, потому получается, что патриотизм зачастую пуст, он ничем не наполнен.
Мы как раз пытаемся дать детям содержание, на основе которого формируется любовь и уважение к истории нашего Отечества.