пн, 02 дек.
20:55
Южно-Сахалинск
-4 °С, облачно

Особые отношения

13 февраля 2018, 13:23Социальные темы
Фото:
Порой и взрослому человеку  сложно влиться  в новый коллектив,  а ребенку  с проблемами здоровья сделать это гораздо труднее.
Кто должен помочь ребенку-инвалиду учиться в обычной общеобразовательной школе и противостоять возможному негативному отношению со стороны других ребят? Собеседники нашего корреспондента это знают.
В Сахалинской области проживают около 23,5 тысячи инвалидов,  из них почти 2 тысячи – дети.
Мамины опасения
Про маленькую, веселую и отважную Марусю Качайкину мы писали неоднократно, последний раз –  в новогоднем номере. Девочка когда-то не могла самостоятельно дышать, ей прочили кучу болезней и даже смерть, но благодаря финансовой помощи неравнодушных сахалинцев и властей Марусе сделали ряд сложных операций как на дыхательной системе, так и на сердце, и теперь она живет полноценной жизнью. Ходит в выпускную группу в детском саду, занимается танцами и актерским мастерством, обожает гулять и кататься на роликах.
Через полгода Маруся пойдет в первый класс. И если малышка очень ждет того момента, когда сядет за парту, то ее родители с каждым днем переживают все больше. У девочки после многочисленных операций остались рубцы и ожоги на губах, а пластику в таком возрасте делать нельзя, сначала нужно вырасти. А пока внешний вид ее вызывает живейший и далеко не всегда адекватный интерес совершенно посторонних людей.
  – Регулярно сталкиваемся с бестактными замечаниями окружающих на прогулке, в торговом центре или просто на улице, – расстраивается мама девочки Лариса. – Люди пеняют Маше на то, что она наверняка ест много сладкого, потому и болячки на губах, советуют мази, биодобавки, а то и просто возмущаются: мол, зачем выводите заразного герпесного ребенка в общество? Или могут подойти ко мне и спросить прямо при дочери, что у нее за болезнь.
 – Конечно, мы переживаем, ведь в школе будет новый коллектив, члены которого тоже могут относиться к Маше предвзято из-за ее внешнего вида, – делится Лариса. – Остается надеяться на мудрость и чуткость педагога, и тут тоже есть проблема, так как знаю истории, когда в школах дразнят особенных детей, а учителя держатся в  стороне.
Как в зоопарке
Опасения родителей, увы, небеспочвенны. Мама еще одной девочки, попросившая не называть ни имен, ни учебного заведения, поделилась своим горем – дочку с ментальной инвалидностью и несколькими сопутствующими заболеваниями часто обзывают в школе. До травли не доходит, поскольку классный руководитель принимает меры, но он может навести порядок только в группе ребят, которые находятся под его ответственностью, а уследить за всеми в школе, конечно, не в силах.
  – Дочка полненькая, так как у нее и гормональные проблемы. И гадкие слова в ее адрес от ровесников летят регулярно, –  расстраивается мама. –  Самое обидное, что даже если в классе ведется работа по привитию терпимости к людям, непохожим на нас, то в семьях на это могут вообще не обращать внимания или вовсе отпускать в сторону детей-инвалидов комментарии из серии «зачем вообще эти дебилы нужны в обычной школе?».
А мама маленькой Маруси и вовсе столкнулась недавно с массовым негативным отношением к особенным детям.
  – Группу ребят из реабилитационного центра «Преодоление» пригласили в научный музей, расположенный на пятом этаже торгового центра «Сити Молл». Я тоже поехала, чтобы помочь им. И вот мы идем все вместе через торговый центр, дети разные – кто-то с ДЦП, кто-то с аутизмом и другими ментальными заболеваниями, кто-то плохо говорит. Идем, и я вижу, как на нас смотрят другие посетители. Кто-то кривится и отворачивается, кто-то презрительно морщит нос и отходит подальше с недовольным лицом. Были и те, кто показывал пальцем на детей и посмеивался. Кто-то откровенно пялился, как будто на зверей в зоопарке. Разве так можно? Неужели люди не понимают, что эта беда может коснуться каждого? – со слезами говорит Лариса.
Сила доброты
Неудивительно, что дети с особенностями, попав в школу, получают зачастую не адаптацию к нормальной жизни в обществе, а стресс и обиды. Но благополучный опыт их обучения в обычных классах, конечно же, есть. Например, в лицее № 1 второй год успешно учатся несколько таких ребят. Заместитель директора по воспитательной работе Ольга Петровна Им честно при знается, что поначалу было очень сложно.
  – Одного мальчика с ментальными проблемами здоровья одноклассники пытались дразнить. Но мы жестко пресекали эти попытки, постоянно разговаривали с ними о терпимости, о том, что нужно понимать и принимать каждого, – делится она опытом. – Формировали общественное мнение в классах: дразнить непохожих на тебя людей стыдно и очень глупо. И дети со временем привыкли. Учителям тоже бывает порой непросто, на контрольной или диктанте строгий регламент, а этот ученик не желает подчиняться, пытаешься посадить его делать задание – реагирует бурно и с обидой. Мы приходили, ненадолго забирали мальчика, ласково  разговаривали с ним в кабинете, убеждали, что нужно учиться, что это обязательно для всех и никто его не хотел обидеть. Ребенок успокаивался и возвращался на урок в благодушном настроении и готовый работать.
Таким детям, считает Ольга Петровна, в школе крайне нужен кто-то взрослый, с кем они смогут поделиться своими проблемами, кому смогут довериться полностью. Для вышеупомянутого ученика такими  наставниками стали учитель информатики и классный руководитель. Паренек их слушается, на уроках ведет себя очень хорошо, с удовольствием работает на компьютере и выполняет разовые поручения.
  – У всего коллектива, от директора до работников столовой, установка одна: детям с особенностями развития во всем помогать и поддерживать их, – говорит Ольга Им. – Раз уж такой ребенок поступил к нам в лицей, значит, знания у него есть и углубленную программу он усваивает, а остальное можно преодолеть.
В группе риска
Но как же быть родителям, чьи дети только  пойдут в школу, как справиться со своими опасениями, со страхом ребенка и с возможным  негативом окружающих? За советом мы обратились к Татьяне Колпачевой, которая является не только начальником отдела психологической реабилитации и коррекции областного центра психолого-педагогической помощи семье и детям, но и мамой особенной девочки. Она, пожалуй, как никто другой глубоко знает проблему. И в разговоре сразу же подчеркивает: одно из обязательных условий для адекватного развития таких детей в общеобразовательных школах –  понимающие педагоги.
  – Дочке с первого класса очень повезло с учительницей. Она в первые же дни собрала детей и сказала: «Ребята, вы все теперь как братья и сестры, и относиться друг к другу нужно соответствующе. Ссориться и спорить можно, но оскорблять друг друга и быть жестокими, тем более попрекая особенностями внешности или характера, – ни в коем случае!» И очень строго отслеживала все подобные моменты, сразу же их пресекала. Постепенно дети привыкли относиться друг к другу на равных, – рассказала Татьяна Колпачева.
Но, продолжает психолог, гимназия большая, учащихся в ней много, и нехорошие истории, конечно, были.
  – Дети с особенностями развития попадают в группу риска по школьной травле, – говорит она. – Их проще обидеть, ведь они зачастую не могут дать отпор. Эта проблема существует не только в нашей стране, просто у нас позже стали заниматься этим вопросом. О правах людей с особенностями тоже стали говорить относительно  недавно, в советские времена для таких ребят и школы были отдельные, вообще их старались не показывать в обществе. Неудивительно, что люди порой просто не знают, как реагировать на инвалида рядом, ведь никто этому не учил.
Во многом отсюда, по мнению Татьяны Колпачевой, и возникает неприятие такого ребенка родителями других детей.
  – Когда человек встречает то, с чем он не знает, как взаимодействовать, зачастую он начинает бояться или злиться, это естественная реакция, – объясняет она. – Здесь и нужен грамотный подход учителя, который расскажет про общение с одноклассниками, про то, как лучше себя вести с такими детьми.
Полезные советы
Впрочем, психолог не теряет надежды на лучшее, ведь инклюзивное образование только начали массово внедрять в школы, а проблемы на раннем этапе любого процесса неизбежны. Но с каждым днем особенных учеников становится все больше, а опыт их взаимодействия с другими детьми все успешнее.
Пока же, чтобы нивелировать большую часть проблем, связанных с адаптацией в новом коллективе, Татьяна Колпачева советует родителям особенного ребенка поговорить с учителем еще летом, до начала занятий, объяснить свои страхи и попросить поддержки. А на первом школьном собрании побеседовать с другими родителями, предупредить, что в классе будет такой ученик, попросить дома поговорить на эту тему с детьми, подготовить их.
  – Можно даже какое-то время одному из родителей походить на уроки, помочь ребенку и другим детям привыкнуть друг к другу, начать общение, – дает она еще один совет. – У наших клиентов есть такой опыт, когда в итоге дети начинают помогать своему однокласснику с ограниченными возможностями и даже берут над ним своеобразную опеку –  повторяют для него слова учителя, которые он не расслышал, дают переписать классные работы, если он не успевает, а то и защищают от нападок хулиганов из параллельных классов.
ОБСУДИМ?
Тема, которой мы коснулись в материале, чрезвычайно обширна и тяжела. Но говорить об этом нужно, и мы не раз еще вернемся к ней, чтобы дать высказаться экспертам и чтобы их рекомендации помогли скорейшей адаптации детей и некоторых взрослых с особенностями здоровья в нашем обществе. Если у вас есть какие-то истории по теме и вы готовы ими поделиться или есть вопросы, которые вы хотите задать, напишите, пожалуйста, на адрес nb.rusinova@gmail.com.  Мы обязательно обсудим полученную информацию с экспертами. А они постараются вам помочь.
Наталья РУСИНОВА
Авторы:ADMIN admin