Подобных учреждений в области больше нет, хотя нужда в них имеется, и, увы, значительная. В двухэтажном здании в Южно-Сахалинске находят временное пристанище те, от кого часто отворачиваются даже близкие родственники. Это люди, освободившиеся из мест лишения свободы, алкоголики, которые не могут самостоятельно завязать с пагубной привычкой, а иногда и старики, ставшие ненужными своим детям. Здесь 35 койкомест: 30 для мужчин, 5 для женщин.
Попадают в центр и приезжие с материка, польстившиеся на обещанные золотые горы, которые можно заработать на путине. Случается, их обманывают, и полученных денег не хватает на билет домой. А бывает, работяги, получив расчет, на радостях начинают пить, а когда приходят в себя, понимают, что потеряли и деньги, и документы.
Истории людей, оказавшихся в этом учреждении, во многом схожи, говорит специалист по социальной работе Виктория Бин.
В основном проблема у постояльцев одна – злоупотребление алкоголем, который способен разрушить жизнь человека. Но шанс подняться с социального дна есть всегда, и истории клиентов многократно это подтверждают.
Алексей (имя изменено) пьет с 17 лет. Алкоголизм привел его к серьезной травме, теперь передвигается на костылях. Он даже ночевать в центр являлся нетрезвым, а когда возник вопрос о его выселении, пришел в кабинет к руководителю учреждения Андрею Потехину и признался, что хочет бросить пить, но не может остановиться: «Я забулдыга, пропащая душа. Наверное, у меня уже одна дорога – в могилу». Директор предложил ему пройти курс лечения в областном наркологическом диспансере. Алексей около месяца провел на реабилитации и вернулся совсем другим человеком. Сейчас он не пьет, ищет работу.
- У нас многие подопечные исправляются. Потом заходят в гости с цветами и конфетами или просто звонят, рассказывают, как живут, и благодарят, что мы не отвернулись в трудную минуту, - рассказывает Виктория.
В центр социальной адаптации, который является полустационарным учреждением, люди приходят пообедать и переночевать. Каждому обратившемуся здесь предоставляется одноразовое питание и койко-место на срок до 60 дней. В исключительных случаях он продлевается до 90, если на это имеются основания – к примеру, необходимость прохождения медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, медицинского осмотра для дальнейшего оформления в дом-интернат, восстановления документов, удостоверяющих личность.
Коллектив в основном состоит из женщин. Что неудивительно: они менее категоричны в суждениях, жалеют всех, кто попал, пусть даже по собственному безволию, в трудную жизненную ситуацию, и стараются всеми силами помочь из нее выбраться. Хотя признаются: руки опускаются, когда видят ежегодно одни и те же лица, когда некоторые получатели социальных услуг грубят и требуют всевозможных благ на основании твердого убеждения: «Мне все обязаны!»
Но сотрудники стараются не унывать, ведь они знают, как ответственна и благородна их миссия.
Если хотя бы несколько человек после нашей помощи бросили пить и бомжевать, начали работать и взялись за ум – значит, мы трудились не зря. Для нас важно понимать, что мы кому-то помогли стать лучше, а кого-то буквально спасли от мучительной смерти. По-моему, это дорогого стоит, – говорит Виктория Бин.
Об истории создания центра можно узнать здесь.