«У всех наших планов, экономических, технологических и тем более социальных, есть важнейшее измерение и важнейший критерий оценки нашей работы – это благополучие людей. Думаю, будет правильно, если интегральным механизмом оценки действий Правительства, регионов по реализации национальных целей будет служить Национальный рейтинг качества жизни в субъектах Федерации, который ежегодно формирует Агентство. По сути, он затрагивает все ключевые направления: поддержку семей, образование, здравоохранение, экологическое благополучие, формирование среды для жизни в наших регионах», - заявил Владимир Путин.
Рейтинг помогает развернуть полную картину по уровню качества среды для жизни в субъектах: как обстоят дела с жильем и инфраструктурой, безопасностью, чистотой и экологией, возможностями для работы, здравоохранением, образованием, социальной защитой. Каждое из направлений измеряется при помощи опросов граждан (почти полмиллиона человек приняли участие в опросах в 2023 году), а также при помощи данных статистики и геоаналитики.
В топ-10 рейтинга вошли Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, ХМАО, Татарстан, Московская область, Тульская область, ЯНАО, Сахалинская область, Нижегородская область.
Во второй десятке – Чечня, Башкирия, Белгородская область, Челябинская область, Самарская область, Севастополь, Воронежская область, Калининградская область, Краснодарский край, Свердловская область.
Уровень удовлетворенности социальными услугами в 2023 году составил 80%, а уровень информируемости населения о социальном обслуживании вырос почти на 20%. Также больше трети опрошенных отметили, что общество стало благосклоннее относиться к людям с ограниченными возможностями, повысилась доступность услуг и среды для таких граждан.
Как сообщают эксперты АСИ (https://asi.ru/), при анализе рейтинга отмечают успешные управленческие практики регионов, которые могут внедрить у себя другие субъекты. Например, в Новгородской области созданы «вежливые регистратуры»: к работе в больницах и поликлиниках региона привлечены работники МФЦ, которые встречают и сопровождают пациентов при входе в медучреждение. По итогам рейтинга 2023 года удовлетворенность получением амбулаторной медицинской помощи возросла на более чем 46%, а стационарной – почти на 18%.
В Сахалинской области введено распределение талонов на посещение врачей при помощи call-центра. Позвонив по номеру, пациент может проконсультироваться с терапевтом по видеосвязи или по телефону, а тот, в свою очередь, записывает человека на прием к необходимому специалисту. Среднее время ожидания приема у профильного специалиста на Сахалине по итогам 2023 года сократилось на 7,6 дней - с 13,2 до 5,6 дней.