Технологии, апробированные на Сахалине, будут тиражировать в другие региона Дальнего Востока и всей России.
Правительство Российской Федерации выбрало Сахалин пилотной площадкой для развития водородных технологий. На острове создан первый в стране Восточный водородный кластер, и полигон – часть этого крупного проекта.
Полигон базируется на территории Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований (СКБ САМИ) Дальневосточного отделения РАН.
Благодаря использованию водородных энергоустановок будут решать вопросы энергоснабжения изолированных территорий: Курильских островов и северных районов Сахалина. Это позволит уйти от дизельной генерации и ввести новые гибридные установки электроснабжения. Также планируется развивать водородный транспорт: автомобильный, железнодорожный и морской.
Как сообщили в пресс-службе оcтровного правительства, на церемонии открытия глава региона вместе с представителями российского правительства и индустриальными партнерами нажали символическую кнопку на трибуне.
В этот момент первый водород поступил в магистральную систему, и заработал электролизер мощность 5 кубометров в час. Это первый этап, на втором – будет запущена основная артерия мощностью 30 кубометров в час.
На площадке разместились системы хранения произведенного водорода, заправочный комплекс и солнечные панели, которые в большой степени обеспечивают энергоснабжение полигона.
Участникам церемонии открытия продемонстрировали работу заправочной станции, транспорта и беспилотника на водородных топливных элементах.
Партнером островного региона в создании водородного кластера выступает один из ведущих вузов страны – Московский физико-технический институт (МФТИ). Поддержку проекту оказали Минпромторг, Минэнерго, Минобрнауки и Минвостокразвития России, а также крупные индустриальные и инжиниринговые компании (ГК «Росатом», ПАО «РусГидро», Группа «ГАЗ», АФК «Система», ГК «ИнЭнерджи», АО «Урал» и другие).
– С учетом огромных размеров нашей страны очень важно иметь компетенции по всем низкоуглеродным и безуглеродным технологиям. Водород обеспечивает наибольшую энергетическую эффективность и абсолютную экологическую безопасность. По целому ряду параметров он превосходит другие альтернативные технологии. Слова благодарности всем, кто участвовал с нами в этом проекте – правительству Российской Федерации, бизнес-партнерам и, конечно, правительству Сахалинской области и Валерию Игоревичу Лимаренко, без воли, энергии и профессионализма этот проект бы не состоялся. Сегодня мы сделали первый и самый важный шаг. Речь идет не о науке и кабинетных разработках, а о конкретном применении новых технологий, – отметил ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов.
– В мире водородная энергетика – самый быстро растущий сегмент среди всех в тематике энергетического перехода. Это формирует мощный тренд на развитие технологий и бизнес-решений в этой сфере. В России ключевой регион – фактически колыбель водородной энергетики – это Сахалинская область. Рассчитываем, что проект даст хороший импульс для развития водородной индустрии в России и будем рады принять в нем участие, – добавил заместитель генерального директора по водородной энергетике ООО «Русатом КИП» Антон Москвин.
Через несколько дней три комплекта оборудования уедут в села Новиково Корсаковского района и Огоньки Анивского района, а также на Курильские острова. Там они будут проходить пилотную эксплуатацию в качестве систем энергоснабжения различных энергоизолированных объектов. К примеру, в Огоньках водородное топливо будет питать труднодоступную вышку сотовой связи.
Новейшее оборудование будет апробироваться в островном регионе, проходить здесь сертификацию и готовиться к серийному производству. Самые эффективные технологии будут распространяться на Сахалине и Курилах, по Дальнему Востоку и всей России.
Кроме того, существуют опытные модели автомобилей на водородных топливных элементах. Две из них – Урал и ГАЗель – представлены на полигоне в Южно-Сахалинске. Совместно с Росатомом, РЖД и Трансмашхолдингом планируется через несколько лет запустить водородные поезда. А в сотрудничестве с Композитным дивизионом Росатома есть планы по строительству легких судов с использованием водородных энергосистем.