Утверждение Генплана депутатами Городской Думы 28 сентября 2022 года и его создатели, и руководство Южно-Сахалинска считают событием историческим. С этим трудно не согласиться. Первый Генеральный план перспективной застройки города был принят 25 октября 1949 года. С тех пор принималось еще четыре Генплана, последний – в 2013 году. Однако нынешний документ совсем иного порядка, и прежде всего потому, что впервые был подготовлен с максимальной проработкой всех нюансов и на основе масштабных обсуждений с населением городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Новый Генеральный план - это четыре масштабных документа. Стартовым является Стратегия пространственного развития городского округа, далее следует непосредственно Генеральный план застройки городского округа до 2042 года, затем Правила землепользования и застройки, а завершает этот перечень Программа комплексного развития.
О назначении каждого из этих документов рассказывает первый вице-мэр Южно-Сахалинска Андрей Ковальчук.
Какую смысловую нагрузку несет Стратегия пространственного развития городского округа?
Этот документ дает общее видение развития городского округа на долгосрочную перспективу, в нашем случае - на 20 лет вперед. Он определяет, в каком направлении двигаться, причем с обязательным учетом интересов всего населения городского округа. Стратегия была разработана в сжатые сроки, в декабре 2020 года мы ее обсудили с жителями областного центра и населенных пунктов округа. Тогда прошла серия встреч с участием авторов документа, во время которых люди делились своим видением развития Южно-Сахалинска и планировочных районов. Это был очень важный, определяющий момент.
Проект Генерального плана городского округа до 2042 создавался на базе этой Стратегии?
Совершенно верно. Его разработка началась сразу по окончании обсуждений Стратегии. Генплан – это, безусловно, приоритетный градостроительный документ, рассчитанный в отличие от предыдущего на максимальный срок, то есть на 20 лет. При его разработке мы взяли за основу потребности города, заявленные в Стратегии, и определили так называемые функциональные зоны. Всего их несколько, а основные - это жилье, производство и общественно-деловые пространства. Каждой из них мы уделили большое внимание, скрупулезно рассматривали все территории, которые в эти зоны входят. Причина такой дотошности понятна, ведь в наше время поменялось все: уровень жизни, отношение горожан к тому, что их окружает, технологии. Как сегодня говорят, люди выбирают для жизни не страны, не государства, а города. Но для этого те должны быть комфортными, то есть предлагать человеку качественное жилье, удобную транспортную логистику, социальные объекты и места отдыха в шаговой доступности. Все эти обстоятельства как раз Генпланом и учитываются. Безусловно, основополагающим моментом для развития любого города, в том числе и Южно-Сахалинска, является так называемый транспортный каркас. Над его разработкой помимо архитекторов трудились профильные инженеры. И еще один важный нюанс. На момент формирования Генплана в городском округе стартовала реализация ряда стратегических проектов. Например, создание на базе аэропорта зоны «Аэросити». Это не просто аэровокзальный комплекс, это огромная территория, на которой разместятся помимо самого аэропорта гостиницы, торговые площадки, кафе и рестораны. В этом же ряду агропромышленный и индустриальный нефтегазовый парки. Их строительство уже вовсю ведется на севере Южно-Сахалинска. Далее «Горный воздух», этапы развития которого тоже необходимо было утвердить в Генеральном плане.
Реализация всех этих проектов предусматривает к 2042 году увеличение числа рабочих мест на 180 тысяч. Важнейший показатель, и, чтобы его достигнуть, нужно было четко синхронизировать все стратегические проекты. Этой работой мы как раз и занимались. Конечно же, были сформированы новые территории, в том числе под жилье, причем с удобной транспортной схемой и социальными объектами. Если говорить конкретно, это участок в 200 гектаров под жилую застройку в районе Северного городка, микрорайон «Уюн», где строительство уже идет, жилой комплекс «Горизонт» по корсаковской трассе, и еще ряд перспективных площадок, внесенных в Генплан. Серьезная дискуссия у разработчиков и граждан развернулась по поводу зон индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ). В результате в Генплане очень четко прописаны правила застройки этих территорий.
Например, в зоне ИЖС введен запрет на многоэтажное строительство. Что касается территорий СНТ, они принадлежат его членам, которые поэтому должны развивать их самостоятельно. Например, если в зоне жилой застройки газификация идет централизованно, то в случае СНТ – до границы территории товарищества. Дальше собственники участков действуют самостоятельно. Все эти нюансы в Генплане отражены.
Документ следующего уровня, насколько я понимаю, это Правила землепользования и застройки…
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) являются непосредственным регламентом действий с точки зрения земельных отношений. Если в генплане стоит жилая зона, то в ПЗЗ подробно прописаны этажность домов, конфигурация застройки, перечень возможных объектов на этой территории. Одновременно с Генеральным планом ПЗЗ утверждали специалисты департамента архитектуры и градостроительства и все профильные структурные подразделения. Это необходимая процедура, которая, повторюсь, выполнялась параллельно с утверждением Генерального плана в целом. Она уже завершена, и ПЗЗ приняты в полном объеме.
И наконец, Программа комплексного развития…
Это финальный документ Генплана. Есть несколько видов Программы комплексного развития (ПКР), разработанных отдельно для транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. В них по годам расписаны те мероприятия, которые нам необходимо выполнить для реализации Генерального плана. Конечно, 20 лет – очень большой срок, потому и документы эти, скажем так, живые, их можно будет корректировать в зависимости от ситуации. Для чего они нужны? Чтобы ничего не упустить. Они дают нам возможность последовательно, синхронизируя свои действия, реализовывать Генплан, исключая хаос и неразбериху. Повторюсь, ПКР могут корректироваться буквально каждые полгода, то есть в зависимости от текущей ситуации. Главное, чтобы они оставались актуальными.
Сейчас в области активно обсуждается возможность создания Южно-Сахалинской агломерации. Генплан это учитывает?
Да, мы разрабатывали Генеральный план с учетом перспективы создания агломерации, которая предполагает экономическое и административное взаимодействие с Анивским и Корсаковским округами. Мы уже сейчас экономически очень тесно с ними связаны, и население фактически ассимилировалось, причем естественным образом, без каких-либо административных указаний. Поэтому, разрабатывая Генеральный план конкретно по Южно-Сахалинскому городскому округу, мы учитывали все агломерационные связи.
Планы на пятилетку
Образование
С 2023 по 2027 год в Генеральном плане запланировано строительство 18 детских садов на 4300 мест, двух дополнительных корпусов для уже существующих детских садов на 210 мест, еще два детских сада будут реконструированы.
В этот же период планируется построить 9 школ на 9190 мест и пять дополнительных корпусов к уже существующим образовательным учреждениям на 2120 мест.
Если все пойдет по плану, то в 2024 году отметит новоселье детский сад на улице Фархутдинова, примут ребят детские сады и школы на улице Комсомольской и в ЖК «Горизонт», распахнет свои двери детсад в селе Березняки.
Культура
На период до 2027 года запланировано строительство отдельных зданий для двух библиотек, пяти домов культуры на 645 мест, концертного зала на 10000 мест и манежа-арены. Наконец обзаведутся собственными домами ансамбль «Русский терем» и городской камерный оркестр, причем последний уже в 2024 году.
Помимо этого в 2024-м запланирован ввод в эксплуатацию второй очереди центральной детской музыкальной школы, открытие музея-панорамы «История города Южно-Сахалинска» и образовательно-культурного музейно-выставочного комплекса.
Спорт и дороги
В 2024 году в областном центре будут введены в строй многофункциональный спортивный комплекс с экстрим-зоной и крытый универсальный спортивный зал на территории школы № 7.
Что касается транспортной составляющей, в период до 2024 года планируется реконструкция и строительство дорог как минимум на 10 участках городских дорожных сетей.