Годы жизни 14.04.1925 - 08.03.2017
Родился в Псковской области, жил в Ленинграде. В 1943 году поступил в разведывательно-диверсионную школу НКВД. В составе 262-го десантного батальона 63-й стрелковой дивизии воевал в Прибалтике, Белоруссии, Польше, освобождал Кенигсберг. Прошел боевой путь от рядового до командира батальона. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги» и другими. После войны служил в КГБ, в 1953 году был переведен на Сахалин. Жил в Южно-Сахалинске.
- Очень хорошо помню кошмар и неразбериху, царившие 22 июня 1941 года. Описать это трудно. В декабре 1941-го брат, который служил в НКВД, сумел вывезти меня из блокадного Ленинграда, и он же помог мне в 1943 году поступить в диверсионную школу. Она находилась в местечке Лисий Нос на берегу Финского залива, в 30 километрах от Ленинграда.
Нас готовили к забросу во вражеский тыл, поэтому мы серьезно изучали немецкий язык. А еще нас учили всем способам физического уничтожения врага. На макетах упражнялись, ножи метали, учились реагировать мгновенным выстрелом на шорох. Стреляли с двух рук. Тогда никто не слышал про карате и дзюдо, а нас тренировал японец, уж как с ним договорились, не знаю…
- В конце 1943-го нас отправили на фронт. И сразу первое задание: изъять документы в немецкой диверсионной школе, которая находилась в Смоленской области, в лесу. Работали вместе с партизанами. В их задачу входило обезопасить окружающую территорию: снять охрану на вышках, порезать телефонные провода. Ну а нам нужно было попасть внутрь школы, найти и забрать документы и покинуть здание.
И вот мы в школу вошли, я заскакиваю в кабинет, а там спиной ко мне стоит немец и пытается рожок в шмайсер вставить. Волнуется, не получается у него, и я со всего маху дал ногой ему в бок, в область сердца. Он аж подлетел, каска с головы спала, и волосы по плечам рассыпались. Оказывается, это девушка была…
Забегаю в другую комнату, слышу щелчок и не глядя, автоматически, стреляю назад. Поворачиваюсь – немецкий подполковник сползает по стене. Он хотел меня пристрелить, но пистолет дал осечку. Этот щелчок я и услышал. Наверное, Бог меня хранил… Смотрю – рядом сейф как специально для нас открыт. Свищу, созываю ребят. Они подскочили, мы быстро вытащили документы, и на улицу. А там уже партизаны нас торопят, кричат: «Уходите, мы прикроем!» Вот такая история…
- Мы были хорошо вооружены. На поясе 6 гранат, еще 1 на плече, чтобы в критической ситуации можно было зубами достать кольцо и себя подорвать. Сзади 2 противотанковые гранаты. Пачка патронов, это 650 штук, 6 рожков для шмайсера, 6 ножей - короче говоря, около 20 килограммов вооружения. И передвигались мы не вразвалочку, а ускоренным ходом. Крепкие были ребята. Машины смерти…
Воевали в Прибалтике, потом в Белоруссии, в Польше. Участвовал во взятии Кенигсберга. Был командиром батальона особого назначения. Ходить в атаку, конечно, страшно, хотя, как правило, в бою страха не ощущаешь, только перед ним и после. Были у меня и ранения – три пулевых, два осколочных и тяжелая контузия.
- В каждом крупном населенном пункте в Белоруссии мы обнаруживали виселицы. А когда изымали у немцев документы, то находили у них фотографии, где они сняты с радостными, улыбающимися лицами на фоне этих виселиц. Я читал книгу, изданную в Германии в 1942 году, там был опубликован план порабощения России, рассчитанный на 30 лет. Главное слово в этой книге – уничтожение. Они намеревались оставить в каждой волости необходимое количество рабов, а остальных – стариков, инвалидов – уничтожать. Поэтому к врагам я испытывал одно чувство – ненависть. Они в достижении своей цели были безжалостными, причем не только к нам, но и к своим. Я в Кенигсберге видел немецкого офицера, подвешенного на крюке за ребро. Такое наказание ждало солдат вермахта за мысли о капитуляции…
- О Победе я узнал в госпитале. Столько радости было, что описать невозможно! Костлявая ведь рядом с нами была каждый день, каждую ночь, можно сказать, мы с ней в обнимку всю войну прошли, и сумели дожить до Победы…
Фото из архива ветерана
При подготовке статьи использовались материалы Альманаха «Победители». Этот уникальный просветительский проект, посвященный 70-летию Великой Победы, в 2015 году инициировал депутат Государственной Думы от Сахалинской области Георгий Карлов.