16.10.1926 - 16.05.2025
Уроженец Брянской области, жил в Людиново недалеко от Калуги. Был призван в армию в 1943 году, службу проходил на Дальнем Востоке. В августе 1945 года участвовал в Южно-Сахалинской наступательной операции. С 1947-го служил в Калуге, демобилизовался в 1950 году, жил и работал в Орле. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За победу над Японией». Удостоен памятной медали «В честь 60-летия освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов», нагрудного знака Сахалинской области «В честь 65-летия окончания Второй мировой войны», памятного знака «В честь 70-летия окончания Второй мировой войны и освобождения Южного Сахалина и Курильских островов».
Родители мои работали в торговле. Кроме меня воспитывали еще двух детей. В 1941 году я окончил 7 классов и подал заявление на поступление в Людиновский машиностроительный техникум, но началась Великая Отечественная война. Через несколько дней наш город начали бомбить. Это было очень страшно. Эвакуировались в Сызрань, я там работал на асфальтовом заводе.
В конце июля 1943 года был призван Сызранским военкоматом в армию. Мы все, конечно, просились на фронт, но нам сказали: есть приказ усилить Дальний Восток. Курс молодого бойца я проходил в военном городке Манзовка Приморского края.
В мае 1945 года в составе 1-го отдельного стрелкового батальона 113-й отдельной стрелковой бригады находился в Комсомольске-на-Амуре. Там мы и узнали, что война кончилась. В конце июля наша часть была передислоцирована под Владивосток, а в августе 1945-го ей был дан приказ выйти в порт, погрузиться на катера и взять курс на южную часть Сахалина.
20 августа под прикрытием ночи и тумана катера подошли к порту Маока (сейчас город Холмск). Пока выгружались с катеров, обстрела не было. А вот когда вышли на берег, японцы открыли огонь. Самые тяжелые бои мы вели 22 августа на Камышовом перевале. У японцев на каждой сопке были установлены огневые точки, которые простреливали все дороги и тропинки, а мы, молодые солдаты, можно сказать, еще не нюхали пороха, и нам было, конечно, тяжело и страшно. Но, когда в бой вступили опытные бойцы, которые прошли войну на Западе, когда начали работать наши артиллерия и авиация, нам было уже полегче, и мы стали продвигаться быстрее.
Хочу сказать, что японцы стояли насмерть. Когда с нашей стороны был шквальный обстрел и мы шли в атаку, некоторые самураи себе харакири делали, не хотели сдаваться в плен. Мы это видели своими глазами.
Я воевал пулеметчиком. Вторым номером у меня был Лашкин Николай из Рязани, он бегал за мной с магазинами. И вот однажды был у нас такой случай. Во время боя мы ползли по сопке. Когда прозвучала команда подняться и идти в атаку, у меня пулемет заело. Мы вдвоем его быстренько разобрали, буквально за секунды, и оказалось, что, когда ползли, в ствол попала земля. Прочистили его, неполадку устранили и продолжили атаку. Наш пулемет помог ребятам занять сопку. Всякое бывало…
Когда был освобожден юг Сахалина, наша часть получила приказ снова погрузиться на катера и взять курс на остров Кунашир. Там нас и застало известие об окончании войны с японцами. На Кунашире серьезного сопротивления мы не встретили. Японцы уже поняли, что сдерживать наш натиск бесполезно, поэтому выходили, бросали оружие, поднимали руки вверх и сдавались в плен. Но особых восторгов по поводу победы нам проявлять было некогда. Мы принимали и конвоировали военнопленных, вместе с ними строили бараки, в которых им предстояло жить. Что касается японцев, они были разные. Встречались среди них как хорошие люди, доброжелательные, так и высокомерные, особенно офицеры. Они нас ненавидели и настроены были агрессивно по отношению к русским.
В конце сентября 1946 года я на Кунашире заболел желтухой и пролежал в госпитале целый месяц. Когда меня выписали, врач посоветовал купаться в сероводородных источниках. Я его послушался, принимал ванны, и мне это хорошо помогло. После госпиталя был комиссован. Уговаривали остаться на Кунашире, но я очень хотел домой и вернулся в Людиново. В начале февраля 1947 года был направлен в Калугу, где прослужил до сентября 1950 года. Отучился, женился, переехал в Орел, работал на заводе. Но Сахалин и Кунашир я вспоминаю до сих пор. Тех боевых и мирных впечатлений мне хватило на всю мою долгую жизнь…
Фото из архива ветеранов.
При подготовке статьи использовались материалы Альманаха «Победители». Этот уникальный просветительский проект, посвященный 70-летию Великой Победы, в 2015 году инициировал депутат Государственной Думы от Сахалинской области Георгий Карлов.