пт, 22 нояб.
20:13
Южно-Сахалинск
-1 °С,

Освободить Южно-Сахалинск от автомобильных заторов помогут индукционные петли

16 ноября 2022, 11:15Наше интервьюФото: Круговая развязка на пересечении улиц Комсомольской и Больничной

Изменение схемы движения транспорта в областном центре – процесс неуклонный. Вначале горожане воспринимали нововведения в штыки, но постепенно люди убеждаются, что те идут городу на пользу.

О круговых развязках, адаптивных светофорах и перспективах внедрения современных приемов организации движения Алексей Римша.

Сегодня автомобилисты активно обсуждают круговые развязки, количество которых в областном центре заметно увеличилось. Еще одна появилась на перекрестке улиц Комсомольской и Больничной, и отношение к ней у людей двоякое…

Действительно, этот перекресток требовал регулирования. Когда-то это был Г-образный поворот, потом на восток продлили ул. Больничную, достроили ул. Горького, появились новые жилые кварталы. Немаловажно и то, что ул. Горького сейчас используется как объездная дорога, поэтому здесь очень вырос трафик, а с ним и количество серьезных ДТП, совершенных на больших скоростях. Чтобы скорректировать ситуацию, на этом перекрестке предполагалась установка светофора. Но мы все прекрасно понимаем, что такое устройство, регулируя дорожное движение, его же и стопорит. Однако есть иной вариант - кольцевая развязка, которая имеет большую пропускную способность и при этом заметно снижает скорость движения транспорта. Когда на перекрестке улиц Комсомольской и Больничной сделали круговую развязку, у людей возникло много вопросов. Далеко не все сразу поняли, что это такое и как по ней ехать. Но я считаю, что суть проблемы заключается в том, что мы зачастую ездим не по правилам, а по привычке. Приведу пример: мы убрали поворот к зданию Городской Думы на ул. Ленина, но люди там до сих пор разворачиваются, несмотря на то, что установлен соответствующий знак, а на асфальт нанесена двойная сплошная линия. Они просто действуют по привычке. Но нужно понимать, что город развивается, растет, соответственно меняются схемы движения транспорта, поэтому надо привыкать к кольцевым развязкам, на которых водитель сбавляет скорость, аккуратно входит в круг и так же аккуратно из него выходит. Это бесконфликтный проезд перекрестка.

Сегодня в Южно-Сахалинске установлено более 100 светофорных объектов, в том числе около 80 транспортных, то есть тех, что регулируют транспортный поток. 10 перекрестков оснащены адаптивными светофорами.

А ГИБДД поддержала эту инициативу?

Инспекция и была инициатором организации кругового движения на перекрестке улиц Комсомольской и Больничной. Фиксируя очаги повышенной аварийности в различных местах города, сотрудники ГИБДД анализируют проблему и предлагают наиболее оправданный вариант решения. В некоторых местах это введение третьей фазы светофора для левого поворота. Но оно срабатывает не всегда и не везде. Например, так произошло на перекрестке улиц Транзитной и Ленина, где фиксировали безумное количество ДТП - по три машины разом с серьезными последствиями. Двухфазный светофор заменили на трехфазный, но в результате стали образовываться колоссальные пробки. Поэтому вернули двухфазный режим, а спустя время, я надеюсь, на этом сложном перекрестке тоже будет кольцо.

Сколько всего круговых развязок в Южно-Сахалинске?

Первые были организованы много лет назад на площади Победы и на перекрестке улиц Пуркаева - Ленина. Сейчас их уже с десяток. Люди постепенно к ним привыкают и видят положительный эффект. Как пример – круговая развязка на пересечении улиц Комсомольской и Сахалинской. Это был один из самых сложных нерегулируемых перекрестков в городе с огромным трафиком, который активизировался с появлением новых жилых комплексов, плюс бесконечный поток машин к гимназии № 3, городскому парку и зоопарку. Аварий случалось очень много, поэтому необходимо было наладить регулирование движения. Несколько лет назад там установили светофор, и перекресток утонул в пробках. В результате через пару недель светофор убрали. В начале года нынешнего мы провели эксперимент: организовали там круговую развязку. Сделали нужную разметку, поставили белые столбики - делиниаторы, - и сработало! Аварий не стало, пробки практически исчезли, а водители очень быстро привыкли к изменению схемы движения. В итоге, убедившись, что все хорошо, и согласовав схему с ГИБДД, мы выполнили капитальные работы по обустройству движения на этом перекрестке. Так что эта кольцевая развязка тоже состоялась. Есть кольцо и на ул. Детской. Когда оно появилось, я получил немало звонков. Люди, которые каждое утро выезжают с ул. Детской на ул. Комсомольскую, благодарили за организацию кольцевой развязки, поскольку раньше выехать на этом перекрестке было большой проблемой.

Тем не менее все лето люди говорили о пробках в городе, связывая их именно с кольцевыми развязками. Но уже сейчас очевидно, что в большинстве своем они возникали из-за ремонта городских дорог.

Согласен. Но ремонты когда-то да заканчиваются. На ул. Детской, например, работы уже завершены, и никаких особых жалоб по ней теперь нет. Там могут случаться заторы из-за подвоза детей в гимназию, когда действительно скапливается много машин.Но суть проблемы с городскими пробками иная, и она заключается вовсе не в ремонтах. В советское время весь Южно-Сахалинск, в том числе парковочные пространства, строили из расчета 40 машин на 1000 человек. Сегодня мы имеем почти 400 машин на ту же тысячу. И это только те автомобили, что зарегистрированы в областном центре, без учета трафика утром из Корсакова, Долинска, Анивы. Машин в Южно-Сахалинске - огромное количество, но городские улицы шире не стали. И еще один момент: подавляющее большинство перемещений авто по городу - это так называемая маятниковая миграция в пределах 2 километров. То есть люди, живущие в областном центре, предпочитают пользоваться личным транспортом даже на короткие расстояния, многократно перегружая дорожно-транспортную сеть.Как решается эта проблема в крупных городах? Вовсе не расширением дорог и увеличением числа парковок, а ограничением количества транспорта в центральных микрорайонах. До таких методов мы пока не дошли, надеемся, что нам помогут современные способы и технологии организации движения транспорта, которые мы сегодня внедряем.

Первые круговые развязки были организованы много лет назад на площади Победы и на перекрестке ул. Пуркаева - ул. Ленина. Сейчас их в городе около 10.

В их числе, судя по всему, адаптивные светофоры, о которых сейчас много говорят.

-Совершенно верно. Сегодня в Южно-Сахалинске установлено более 100 светофорных объектов, в том числе около 80 транспортных, то есть тех, что регулируют транспортный поток.С 2019 года все светофоры были замкнуты в единую диспетчерскую сеть и сейчас управляются компьютером. Тогда же мы запустили так называемую зеленую волну, то есть возможность проехать на зеленый свет практически без остановок, на ул. Сахалинской, ул. Ленина и на пр. Мира. Для этого более 25 перекрестков оснастили современными контроллерами, которые обеспечивают девять режимов работы светофоров. Это позволяет создать ту самую зеленую волну, например, от ул. Больничной до ул. Бумажной, но только при условии средней загрузки между часами пик и при определенном скоростном режиме, то есть при обычном трафике. Поэтому сейчас мы перешли на следующий этап – начали устанавливать умные (адаптивные) светофоры, которые подстраиваются под текущую обстановку. Ими уже оснащены десять городских перекрестков. Эти устройства приспосабливаются к фактической ситуации на дороге с помощью технологии индукционных петель. Их создают специальные датчики, которые вмонтированы в тело дороги и анализируют ситуацию на проезжей части. В качестве примера расскажу, как работает адаптивный светофор на перекрестке ул. Транзитной и Холмского шоссе, я там часто езжу. Допустим, в час пик ты подъезжаешь к перекрестку. На твоем направлении горит красный свет, а на поперечном зеленый, но там никого нет. Так вот система это видит и переключает светофор на зеленый для тебя, чтобы ты мог проехать.

Сейчас адаптивные светофоры установлены на перекрестках ул. Сахалинской с ул. Ленина, ул. Амурской, ул. Вокзальной и ул. Железнодорожной, ул. Карла Маркса - ул. Ленина. По сути, мы оснастили ими самые загруженные перекрестки и самые проблемные транспортные узлы. Например, вся центральная часть ул. Сахалинской, все ее пересечения оснащены индукционными датчиками. Сложным был перекресток ул. Ленина - ул. Емельянова, причем требовалась увязка с автобусным движением, тем не менее там тоже установлен адаптивный светофор. Появился он и на пересечении ул. Дружбы и ул. 2-й Железнодорожной в Луговом. Там раньше скапливалась большая пробка, теперь ее нет.

Но хочу отметить, что на адаптивных светофорах нет табло с обратным отсчетом, поэтому в телефоне уже не поковыряешься, нужно крепко держать руль и внимательно следить за ситуацией. Светофоры-то умные, но надо, чтобы и мы им соответствовали. Удачи на дорогах!

Авторы:Юлия Вятржик