Свою карьеру на Сахалине он завершил по-жуковски - большим авторским концертом «С музыкой по жизни» с участием созданного им в 1996 году камерного эстрадного оркестра. Солидная часть программы была отдана ученикам Анатолия Михайловича по классу композиции с дебютными исполнениями их произведений. А завершился концерт роскошным капустником - веселым, остроумным и немного грустным.
Особую атмосферу создавало то, что среди зрителей не было случайных людей. Все, кто пришел на этот вечер, когда-то учились или учатся у Анатолия Михайловича. «Всем хвастаюсь: в моей жизни был, есть и будет Жук!» - под этими словами руководителя городского департамента культуры и туризма Ирины Герасимовой мог бы подписаться практически каждый, кому повезло побывать на этом концерте. Впрочем, ничего удивительного, ведь преподавательский стаж Анатолия Михайловича в Сахалинском колледже искусств - 52 года. Эпоха в истории островного музыкального образования.
Я тоже в числе учеников Анатолия Михайловича. Отлично помню свое первое о нем впечатление: недоступен, импозантен, остроумен. Боялась, испытывала трепет, а потом поняла, что Жук - разный. Порой до ужаса вредный, причем может так припечатать словом, что остается только украдкой утирать слезы, скорбя о своей никчемности.
Но чаще вспоминаю моменты, когда Анатолий Михайлович буквально погружал нас в музыку. Он шумно входил в класс, садился к фортепиано и с наслаждением импровизировал, ввергая нас, зеленых щеглов, в священный трепет. С не меньшим удовольствием давал уроки, излагая сложнейшие темы живо, интересно, с массой парадоксальных, но на удивление уместных отступлений.
Именно Анатолий Михайлович оказался единственным человеком, который нашел нужные слова и помог мне, тогда студентке-третьекурснице, преодолеть серьезный кризис и принять верное решение.
Никогда не забуду еще один момент, который стал по-своему пороговым для меня. Не могла справиться со сложным произведением, несколько часов сидела в классе, терзая и рояль, и себя. И тут вошел Анатолий Михайлович, сел за соседний инструмент и вместе со мной сыграл это произведение от начала до конца.
Только тогда я поняла, чего не хватало моему исполнению. С тех пор знаю, насколько важна внутренняя динамика, и не только в музыке.
Став журналистом, несколько раз пыталась уговорить Жука на интервью, но он всегда категорически отказывался. Однако после концерта случилось чудо: Анатолий Михайлович разговорился. Безусловно, сыграла свою роль особая атмосфера. Вокруг маэстро собрались коллеги - преподаватели отделения теории музыки, к ним скромно примкнула я, и пошел душевный разговор. Мне осталось только включить диктофон.
Результатом этих чудесных посиделок стал небольшой рассказ о становлении большого музыканта и педагога. Первое интервью, в котором Анатолий Михайлович Жук рассказывает о себе…
- Я музыкальную школу не заканчивал. Мне батя подарил аккордеон, 32 баса, и я на нем сам научился играть. Батя после войны работал в Керчи директором кинотеатра, а потом перешел в торговый порт, руководил заготовкой рыбы. Загружал полуторки морепродуктами. Помню, едем мы в Сосновку, это под Курском. По дороге заехали в Харьков, он продал немножечко рыбы и купил мне аккордеон. Взял я его и подобрал на слух песню, еще нот тогда не знал.
Семья у меня интересная. Прабабка - цыганка. Чистокровная. В нее страстно влюбился русский парень и выкрал из табора. Потому и бабушка цыганка, и мама немножко.
Батя без слуха был. Я приезжаю летом, а он: «Ну, сынок, давай мою любимую: «Раскинулось море широко…» Поет первую фразу в до-мажоре, а вторая уже в ми-бемоль-мажоре или в ре-мажоре, и я гоняюсь по клавиатуре за ним!
Батя был коммунистом. Во время войны нас эвакуировали из Керчи в Талды-Курган, потому что коммунистов и их семьи немцы расстреливали в первую очередь.
- Почему решил поступать именно в музыкальное училище? Хотелось. Взял аккордеон и поехал в Краснодар. Пришел в училище, меня спрашивают: «Вы на аккордеон поступаете?»
«Нет, - отвечаю, - на композиторское отделение». А они: «На теоретико-композиторское не подойдете, надо уметь играть на фортепиано». Помню список принятых, одни девчонки, и внизу, как насмешка: «Жук - кандидат». Условие такое: если на зимней сессии сдам программу фортепиано за курс музыкальной школы, меня возьмут.
Остался я в Краснодаре, как сейчас помню, жил на улице Шаумяна, 13. Снимал комнату у женщины, у нее пианино коричневое, с канделябрами. Я мог тогда пообедать за рубль пятьдесят. А она брала рубль за час занятий на этом пианино. Деньги мне мама присылала, и я все лето занимался. Тогда понял, что человек может достичь многого. Я же совсем до того не мог играть на фортепиано, даже не видел его никогда. Когда приехали из эвакуации домой, вся Керчь была разбита, не до фортепиано. Но я работал, трудился по 10-12 часов, играл на этом пианино с канделябрами, за четыре месяца программу музыкальной школы освоил, и меня взяли в училище на постоянное обучение. Занимался по композиции у Льва Александровича Батхана. Он коммуникабельный был. Оперы писал, неплохие. Всех преподавателей помню до единого. Они дали мне дорогу в жизнь.
- Как приехал на Сахалин? Встретил в Керчи Людмилу Яковлевну Ковешникову, она тогда в Южно-Сахалинске руководила отделом культуры. Спрашивает: «Михалыч, что ты здесь делаешь? Нам нужен теоретик в музыкальное училище». А я уже 13 лет в школе проработал, окончил Одесскую консерваторию. Задумался: ну сколько можно в школе? Хотя мне нравилось работать с детьми, они забавные, непосредственные… Было еще предложение ехать в Норильск, но Яковлевна сказала: «Да ты там замерзнешь, а у нас на Сахалине так красиво…» И я в 1971 году поехал в Южно-Сахалинск.
Принимал меня на работу Николай Алексеевич Сотниченко, директор музыкального училища. Я ему сказал, чтобы на три года трудовой договор оформлял. Он подписывает и говорит: «Я здесь со дня основания училища, и вы не один на три года сюда приехали. Как минимум, 30-50 лет на Сахалине пробудете».
Угадал Николай Алексеевич. И потом, мне здесь понравилось. И сейчас нравится. Но годы требуют перемен…
Фото из архива А. Жука и с сайта college-art.ru
Даниил Усольцев, 2-й курс теоретического отделения, класс композиции и инструментоведения:
- Анатолий Михайлович - очень веселый человек. У него интересно учиться, с ним интересно общаться.
Вероника Компаниченко, 4-й курс теоретического отделения, класс композиции:
- Мне повезло попасть в ученики к Анатолию Михайловичу. Это интересный человек, творческий, неожиданный. Он прекрасно играет, импровизирует, а его уроки - смешение всех дисциплин: теории музыки, полифонии, гармонии, всего на свете! Я благодарна ему за эти четыре года.
Маргарита Чуканова, 1-й курс теоретического отделения, класс композиции:
- Анатолий Михайлович - прекрасный человек с яркой харизмой, потрясающим чувством юмора. Помню, как еще совсем недавно пришла на первый урок по композиции, воодушевленная, в надежде, что буду сочинять. А сегодня на концерте прозвучали произведения, которые мы придумывали и записывали вместе с Анатолием Михайловичем.