сб, 23 нояб.
19:22
Южно-Сахалинск
-3 °С, облачно

Известный сахалинский музыкант Александр Гимро награжден почетным знаком

21 сентября 2023, 14:42ПерсонаФото: Дуэт учителя и ученика

История о том, как несколько фотографий круто изменили жизнь человека.

Сложно предугадать, к каким результатам может привести спонтанно принятое решение. Особенно если оно связано с кардинальными переменами в жизни. Однако герой нашей публикации рискнул - и не прогадал! 35 лет назад выпускник Харьковской консерватории Александр ГИМРО переехал с Украины на Сахалин и ни разу об этом не пожалел. Сегодня он заслуженный педагог Сахалинской области, почетный работник общего образования РФ, лауреат Сахалинского фонда культуры, лауреат международного исполнительского конкурса, создатель и бессменный руководитель детской музыкальной школы № 1 в Луговом.

В этом году Александр Егорович удостоен почетного знака «За заслуги перед городом Южно-Сахалинском» I степени. Справедливость этого решения не вызывает сомнений: ДМШ № 1 давно уже является настоящей кузницей талантов, а ее ученики и преподаватели стабильно побеждают на исполнительских конкурсах самого разного уровня. Сегодня в нашей газете - размышления Александра Гимро о воспитании, о творчестве, о вере и любви.

Истоки

- Я родился во Владивостоке. Но, когда был совсем маленьким, мама решила вернуться домой, в Полтавскую область, потому что ей не нравился приморский климат. И мы переехали.

Семья моя была очень музыкальная. У отца дед скрипач, сам изготавливал скрипки. Родители любили музыку, пели, но из-за войны получить музыкальное образование не смогли. Решили дать такую возможность детям. Купили старшему брату гармошку, и к нему стал приходить учитель. Брат занимался, а я, еще дошколенок, сидел в углу на стульчике и слушал. И вот как-то не выходило у него одно место. Ушел он в школу, а я взял гармошку и сыграл то самое место, а потом и всю пьесу. Родители услышали, и с того момента мы с братом стали играть на гармони по очереди. Потом нас записали в музыкальную школу, брат начал учиться, а мне пришлось немного подрасти до баяна: маленьких инструментов тогда не было. Но все, что брат разучивал, я играл, подбирал по слуху. Как оказалось, он у меня абсолютный. Это выяснилось, когда я поступил в музыкальное училище в Полтаве.

После окончания музыкального училища

Учеба

- Училище меня потрясло. Когда зашел в то старинное здание, ощутил особый запах. Мне казалось, что это музыка так пахнет...

Студенческая жизнь была выстроена четко. Вставал в 6 утра, шел заниматься, потом завтракал, отправлялся на уроки, а вечером вновь садился с баяном. Проблем у меня никогда с учебой не возникало. Молодежные увлечения были, как без них, но я стабильно занимался музыкой каждый день, утром и вечером, и так всю жизнь.

Когда поступил в консерваторию, придерживался того же распорядка. Ребята в общаге себе порой лишнее позволяли, а я утром в лес на пробежку, потом душ, баян на плечо - и заниматься. Баян у меня был замечательный, фигановский (Федор Фиганов - легендарный московский мастер по изготовлению баянов. - Прим. ред.), родители купили. Звук у него, как у настоящего органа.

Александр Гимро дирижировал оркестром преподавателей музыкальных школ Харькова

Переезд

- После консерватории я четыре года преподавал в институте культуры, потом был директором методкабинета. Однажды приехал с проверкой в школу, директор которой работал какое-то время в Томари. Он мне показал фотографии оттуда. Я посмотрел, поразился, спрашиваю: «Это где?» Тот отвечает: «На Сахалине». И я понял, что хочу увидеть такую красоту своими глазами. Так начался мой путь на Сахалин.

В 1988 году приехал в Нефтегорск, возглавил местную музыкальную школу, встретил там Янину, которая стала моей супругой. А на следующий год в Южно-Сахалинске решили открыть три новые музыкальные школы и предложили мне директорство в любой из них. Я выбрал Луговое. Помещение нам определили в бывшей амбулатории, которая на тот момент являлась общежитием. Людей оттуда выселили, им предоставили квартиры, а в помещении сделали ремонт, навели уют, подобрали штат, закупили инструменты, и школа начала работать.

Директорство

- Это, безусловно, творчество, потому что руководство музыкальной школой - процесс созидательный. Самое сложное - взаимоотношения в коллективе. У нас в этом вопросе с Яниной Владимировной (она бессменный завуч ДШИ, и мы все с ней делаем вместе) уже сложились свои традиции и принципы. Школа существует почти 35 лет, и за все эти годы не было ни одной жалобы, ни одной сложной ситуации. Все проблемы удавалось решать без моральных потерь. Мы не сторонники жестких мер, стараемся сделать так, чтобы человек самостоятельно проанализировал возникшую проблему, нашел причину и устранил ее. Сам поступаю так же: причины своих неурядиц ищу прежде всего в себе.

Конечно же, педагоги в коллективе должны быть единомышленниками директора, принимать его и как человека, и как музыканта. Люди, которыми ты руководишь, должны тебе верить. И еще один важный момент: в дирижерской практике главный принцип - не мешать оркестру. То же самое и с коллективом. С педагогами-музыкантами диктат, жесткие рамки неприемлемы. Им нужно помогать, создавать правильные условия, тогда будет результат.

Плоды сотворчества

- Наград у нас очень много, начиная от местных городских, заканчивая международными профессиональными конкурсами. За время существования школы в ней отучилось более 2,5 тысячи детей, которые, собственно, и ковали ее славу. А вместе с ними выходим на сцену и мы, преподаватели. Это прекрасный стимул для творчества!

При этом не скажу, что я не знаком с термином «профессиональное выгорание». Но школа наша молодая, ей всего лишь 35-й год, поэтому с симптомами этого состояния мы справляемся мгновенно. К тому же помимо основной работы у меня есть отдушина - оркестр «Сахалинская метелица», в котором играют и преподаватели, и ученики. В этом году мы стали лауреатами первой степени Дальневосточного регионального конкурса во Владивостоке.

Постоянно участвуем в творческих состязаниях и почти всегда успешно. Это результат многих составляющих. Во-первых, департамент культуры и туризма создал нам самые благоприятные условия, в том числе помогает финансированием. Руководитель департамента понимает, что мы выезжаем не на коммерческие фестивали, а на серьезные профессиональные конкурсы. Участие в них дает огромный творческий импульс как ученикам, так и педагогам, а победы служат источником вдохновения. Люди, когда заходят в нашу школу, говорят: «Какая у вас аура замечательная!» - а я отвечаю: «Да нет, это просто запах музыки…»

Вера

- Вера православная пришла в мою жизнь почти с момента рождения. Крестили меня в младенчестве, а когда подрос, бабушка, бабуня Матронушка, как я ее называл, учила меня читать на церковно-славянском. У нее были старинные книги, красивейшие, и она мне показывала в них буковки. Это была фантастика!

Верующим человеком я себя осознал, когда поступал в музыкальное училище. Там конкурс был сумасшедший, и бабушка сказала: «Как пойдешь сдавать экзамен, скажи про себя: «Господи, помилуй». Я так и сделал. Никому об этом, конечно, не рассказывал. Напротив училища была церковь, но нас туда не пускали даже на праздники.

Полноценно вера пришла в мою жизнь уже на Сахалине. Когда мы с Яниной переехали в Южно-Сахалинск, собрались крестить детей. Как раз в тот год открылся приход Ксении Блаженной, и мы стали туда ходить. Потом начали строить Воскресенский собор, а когда его освятили, мы повенчались. После нас пригласили петь в храме, мы согласились и поем до сих пор.

Семья

- Искусство сохранения семьи - дело непростое. Любовь, уважение и, самое главное, терпение - то, на чем оно строится. Ну а для себя я вывел правило: в семье уступает сильный. Впрочем, особых проблем у нас с Яниной не возникало. Наверное, потому, что некогда было на них отвлекаться. Вначале дети росли, потом надо было их учить и мы зарабатывали деньги, а там и внуки пошли. К тому же постоянно были заняты решением творческих задач, и главным вдохновителем для нас была школа. Когда меня спрашивают, как нам с Яниной удается постоянно быть рядом и на работе, и дома, и в отпуске, я отвечаю, что без нее себя уже не представляю, как и она себя без меня. Сегодня точно знаю, что без Янины создать школу я бы не смог. Если бы не супруга, бросил бы эту затею.

Перспективы

- Нам удалось создать мощную основу школы. Это хороший коллектив и удачные методики, которые помогают правильно обучать детей. К тому же мы сами постоянно учимся, повышаем квалификацию. Самое главное - мы воспитываем наших учеников и всегда говорим им правду.

В 2024 году наша школа переедет в новое здание. После планируем открыть художественное отделение, хореографическую и театральную студии, и обязательно - вечернюю музыкальную школу, где будем обучать взрослых. А еще собираемся на базе школы проводить конкурсы, в том числе регионального масштаба. Новая сцена и ее оснащение вполне позволят это сделать. Так что перспективы прекрасные!

Фото с сайта адиминистрации Южно-Сахалиснка, из личного архива А. Гимро и его страницы ВКонтакте

Сюжеты: Люди города
Авторы:Семен Жук