Диплом лауреата II степени Дальневосточного тура международного конкурса «Романсиада» юбиляр получил за дивный романс «Нет? - Да». Написанный около семи лет назад, он очаровал суровое конкурсное жюри. Радостная весть о награде пришла незадолго до юбилейного дня рождения, который Юлий Скалецкий праздновал 1 июля.
90 лет - возраст весьма почтенный, но старость - это не про Юлия Антоновича. Он, как и прежде, красив, подтянут, подвижен. Общение с ним - удовольствие, а его интереснейшие воспоминания - бесценный дар, живая история о людях и событиях уходящей эпохи. Как человек творческий и деятельный, конечно же, Юлий Антонович задумался о мемуарах, но уже сейчас делится с читателями нашей газеты секретами своего долголетия.
- Прежде всего, это, конечно, гены. И по линии отца, и по линии мамы, которая ушла в 91 год, практически все мои родственники были долгожителями.
Но главным я бы назвал мой интерес к жизни, мои увлечения. У меня их масса. Никогда не скучал, не бездельничал, жил по принципу поэта Заболоцкого: «Душа обязана трудиться и день, и ночь». Мне интересно было ремонтировать часы, ламповые телевизоры, всяческие механизмы. Занимался радиотехникой. Увлекался фотосъемкой, охотой, рыбалкой, мопедом, мотоциклом, а в последние годы и автомобилем. Не было такого, чтобы я хандрил, впадал в депрессию. Да, возникали моменты какие-то сложные, но я справлялся.
В том-то и суть моей долгой жизни, что я не падал духом и не погружался в уныние. Само собой, беспокоился и за детей, и за внуков, и за других родственников и близких, от этого никуда не деться. Но подчинять себя переживаниям я не позволял. Думаю, это и есть основа долголетия.
- Очень правильно сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь - человеческое общение». Вот от чего я могу страдать - от его недостатка. Сейчас наступило такое время, когда я постоянно дома и почти не выхожу. Близкие люди приходят ко мне, навещают, но я жаден к общению, мне его часто не хватает.
В таких случаях помогает Артур Шопенгауэр. Помню, как впервые прочел его высказывание: «Все, что случается, от самого великого и до самого ничтожного, случается необходимо». Вначале испытал протест, потому что далеко не все, что происходит вокруг нас и с нами, считаю необходимым. А потом меня осенило: необходимо то, что невозможно предотвратить, НО можно пережить. Поэтому в трудные моменты жизни всегда вспоминаю Шопенгауэра. Это помогает перетерпеть сложный период, усилием воли заставить себя отвлечься, углубиться в какое-то нужное дело. То есть не позволять душе лениться. Раньше в трудные моменты садился на мопед, на мотоцикл и уезжал в тайгу на охоту. Помогало!
- У меня около 200 произведений написано, в том числе много песен для детей. Когда я вошел в эксперимент по программе Дмитрия Кабалевского с его знаменитыми тремя китами музыки, то добился хороших результатов. Ездил на семинары в Москву, делился опытом с коллегами, и они буквально расхватывали мои песни, так что их поют по всей стране. И до сих пор я сочиняю, этот творческий зуд у меня не прекращается. Выискиваю хорошие стихи, которые можно положить на музыку, ищу нужную интонацию, и мне это по-прежнему интересно.
Радует, что коллеги-музыканты не забывают, приходят, в том числе наши известные певицы Лариса Качайкина, Александра Агаева. Вот Саша как раз и спела мой романс на конкурсе «Романсиада». Перед выступлением пришла ко мне вместе с гитаристкой, которая ей аккомпанировала, и мы часа три репетировали. Зато выступила на конкурсе удачно, стала лауреатом как исполнитель, а я - как автор.
- Воспоминаний очень много, тем более сейчас, когда я подвожу итоги жизни. Мне довелось знакомиться и встречаться со многими ныне известными людьми. В основном это композиторы, музыканты, творческая среда. Когда-то вел дневник, остановился в конце 70-х. Сохранил и свои записи, и наш семейный архив, фотографии, в том числе позапрошлого века, старые документы. Например, свидетельство о браке моих родителей, это 1923 год. Берегу пару писем от отца, его короткие сообщения на бланках денежных переводов, которыми он меня поддерживал в годы студенчества. А еще храню письма своих учеников. Писали мне из Москвы, Ленинграда, Новосибирска и почти все благодарили за уроки, сообщали, что в музеях им гиды не нужны, настолько глубоки полученные знания.
А что касается мемуаров, согласен, надо заняться. Планирую надиктовать воспоминания…
Фото с сайта администрации города и из архива автора.
Юлий Скалецкий - музыкант, педагог, профессиональный фотограф. Руководитель ансамблей, хоровых коллективов, учитель музыки и МХК. Одним из первых в Сахалинской области начал использовать в 70-х годах новаторскую для того времени школьную программу Д.Б. Кабалевского «Музыка». Отличник народного просвещения, заслуженный педагог Сахалинской области.