Образ жизни нашей героини можно обозначить тремя словами: путешествуй, смотри, рисуй. За этой краткой формулой скрывается удивительная женщина с богатейшим внутренним миром, небанальным взглядом на жизнь и искренне добрым отношением ко всему, что ее окружает. 28 февраля ей исполнилось 70 лет. Кто-то в этом возрасте начинает подводить итоги, но только не она. Для нее юбилей - лишь очередная ступень к вершинам мастерства. О творчестве, о любви и о себе рассказывает член Союза художников России, участница более 130 российских и зарубежных выставок, в том числе 30 персональных, самобытный живописец Наталья Кирюхина.
- Годы, что отделяют меня от предыдущего юбилея, получились насыщенными и интересными. Начну с большого и яркого события - выставки «Путешествие в Миф коренных народов Сахалина», которая прошла в августе 2021 года в Хабаровске. Вошла в состав группы художников, выставляла свои работы и проводила мастер-классы. В таких проектах участвую с удовольствием: это интересно, к тому же знаю, что те впечатления во мне отложатся, а потом я их где-то обязательно применю.
И потом, я люблю путешествовать. И очень люблю старинные русские города, добираюсь до них из Москвы на автобусах, на пароходах по Волге, а больше всего мне нравится железная дорога, особенно неспешный путь из столицы до Ярославля, это мой самый любимый город. Из него совершаю поездки по всему Золотому кольцу, выезжаю на пленэры, провожу выставки, смотрю, как работают тамошние художники. Иногда просто наброски делаю, фотографирую, все это в копилку впечатлений откладывается. Конечно, в русских городах привлекают старинные постройки, храмы. Уже дозревает идея к следующему юбилею сделать выставку «Храмы России».
В 2023 году в Ярославле в Союзе художников с большим успехом прошла моя персональная выставка. Она называлась «Привет с Сахалина!». Представила 100 работ, получила очень много хороших отзывов. Познакомилась с галерейщиком Александром Шиловым. У него две частные галереи: одна в Рыбинске, другая в знаменитом селе Вятском. Ему настолько понравилась моя графика, что он организовал две персональные выставки под названием «Мой Сахалин». В Рыбинской галерее экспозиция работала три месяца, в Вятской - два. Их посмотрело огромное количество людей!
А потом я подала материалы об этом проекте на областной конкурс и получила премию губернатора Сахалинской области за позиционирование нашего региона в России. Это уже вторая губернаторская премия, первую в 2002 году мне вручал Игорь Павлович Фархутдинов.
- Я знакома со многими российскими художниками. В Ярославле есть ребята из Владивостока, и один из них рекомендовал меня в так называемую пленэрную группу. Они уже давно укомплектованы, и попасть в них очень непросто.
Группа, в которую я вошла, отправилась в Углич, в Алексеевский женский монастырь. Мы очень хорошо поработали. Пока шел пленэр, настоятельница монастыря игуменья Ольга узнала, что у меня выставка в Ярославле, съездила, посмотрела, оценила. Позже мы с ней встретились, поговорили, и я подарила обители несколько работ. Матушка Ольга пригласила меня приезжать к ним в любое время. Она очень любит искусство, организовала в обители Народную художественную галерею, а пленэры проводятся на территории монастыря каждый год.
Нашу группу возглавлял заслуженный художник России Николай Давыдов, потомок династии известных русских художников Мешковых. Кстати, одна из работ ее основателя, Василия Никитича Мешкова, находится в Сахалинском областном художественном музее. Ее в свое время приобрела искусствовед Раиса Горохова. Когда я сообщила об этом Николаю Сергеевичу, он обрадовался и сказал, что очень хотел бы выставить свои работы в Южно-Сахалинске. Если получится, эта выставка станет настоящим событием, потому что Николай Давыдов - мощный художник.
- В феврале 2024 года я провела выставку «Мифы Сахалина», приурочила ее к 50-летию моей творческий деятельности. В это же время в Южно-Сахалинске проходил III Международный симпозиум на языках КМНС, и в наш город съехался весь Дальний Восток. Участники симпозиума были на открытии выставки, этногруппа из Хабаровска выступила очень эффектно, с бубнами шаманскими. В общем, было здорово!
Работы, представленные в экспозиции, - результат моих поездок по всему Дальнему Востоку, в том числе по Сахалину. Помню, сколько всего интересного увидела и узнала, когда побывала на севере острова, в Ногликах, в Чир-Унвде. Тогда я создавала свой Музей медведя и делала календарь «Аборигены Сахалина» для «Сахалинской энергии».
С этой компанией я сотрудничаю давно и плодотворно. Например, стала участницей интересного пленэра, который они организовали в 2022 году. Он проходил на заводе СПГ в Пригородном, где в тот момент проводился плановый комплексный останов производства. Мне понравилось, было интересно. Сначала мы рисовали завод снаружи, смотрели на него с горки. А потом нас переодели в спецовки, выдали каски и повели на экскурсию. На территории можно было заглянуть во все уголки, но нельзя ни фотографировать, ни зарисовывать, только смотреть, запоминать, делать наброски. А после на основе этих впечатлений предлагалось создать художественные полотна. Эти работы, в том числе и мои, были представлены на выставке «Останов - не остановка» в арт-резиденции «Маяк».
Сейчас готовлюсь к юбилею нашего знаменитого сахалинского писателя Владимира Санги, которому в марте 2025 года исполнится 90 лет. Этому событию посвящен проект, связанный с нивхским алфавитом, который был составлен Владимиром Михайловичем в 1979 году. Для него я делаю несколько работ. Они будут представлены для всеобщего обозрения 14 марта в выставочном пространстве нашего аэровокзала.
- Свой юбилей я решила отметить двумя выставками, маленькой и большой. Первая, та, что маленькая, открылась 20 февраля в арт-галерее «Художественная фабрика». Называется она «Эти трудные 90-е». Там представлены живопись и графика, причем эти работы ни разу не выставлялись. Я их писала, когда мы переживали странное время. Казалось, никому не нужны ни мы, художники, ни наше творчество. Вот тогда и возникали у нас абстрактные картины, отвлеченные.
В те годы на Сахалине появилось радио «Европа плюс», и его руководитель объявил конкурс для художников, который так и назвал: «Музыка «Европы плюс». Многие тогда откликнулись, и почти все конкурсные полотна были авангардными. Я получила первое место за графику. Картина называлась «Музыка леса», там изображена сахалинская природа - лопухи, елочки - и вместе с ними очень условные фигуры людей с дудочкой, с саксофоном. Это было отвлечение от жизни в природу посредством аморфных образов, цветовых пятен. Таким образом изливала на холст то, что копилось в душе.
Интересно, что вначале работы того периода были у меня черно-бело-серые. Жизнь задавала такой настрой, очевидно. Даже пейзажи выдерживала в серо-черно-белой гамме. Потом постепенно стало солнышко промелькивать, потому что мы, несмотря ни на что, все равно верили в хорошее. Стали на холст выплескиваться цветные пятна, менялся настрой, восприятие действительности…
Сейчас, спустя столько лет, мне захотелось вытащить эти работы и с их помощью рассказать, что мы тогда переживали, откуда взялось увлечение абстрактным искусством, как мы друг к другу относились, когда вокруг рушилась привычная жизнь…
Вот так я обозначила основную тему моей маленькой юбилейной выставки. Причем она охватывает довольно большой промежуток времени, примерно с 1989 по 1994 год. К тому моменту мы уже немного поняли, как в этом мире жить, и в творчестве стали появляться другие мотивы.
Помню, как в 1993 году поехала на Курилы с художниками Надеждой Ивановной и Юрием Викторовичем Степановыми, а в 1994-м мы сделали хорошую выставку. Мои работы были еще бледными, точнее, серо-голубоватыми, но уже стали проявляться цвет и конкретность. Красивые места, выброшенные на берег корабли, но это все выглядело так, будто там, в песках, и не корабли вовсе, а летучие голландцы. То есть, несмотря ни на что, находила и в плохом, и в страшном что-то красивое - в линиях, в цветовых пятнах, в настроении… Мы все равно верили в счастливое будущее и хотели показать это, но каким-то своим особым языком. Это суть моей маленькой выставки.
- Она откроется в ноябре 2025 года в арт-пространстве «РОСТ». Называться она будет «Кораблик моей мечты». Идея экспозиции проста: художник - это кораблик, который заходит во все гавани, все видит, собирает, осмысливает, в себе носит, а потом весь этот груз впечатлений доставляет зрителям. Поэтому на выставке будут самые разные кораблики - в море, без моря, на реке, запечатленные на Сахалине, на Курилах, на Волге…
Планирую представить не только новые, но и старые работы, в том числе написанные на Шикотане. Ради этого специально съездила на остров, не была там с 80-х годов, очень хотела увидеть разницу - как было и как стало, - свежие впечатления получить. Увидела, получила, взялась за старые наброски, переработала композиции. Обязательно выставлю свою новую живопись, она будет восприниматься и выглядеть совсем по-другому. Это закономерно, ведь вместе с нами меняются и наши мечты. И вот эти изменения, которые произошли в моей жизни, в моем творчестве, мне хочется подытожить.
- Планирую еще раз отправиться на Шикотан, взять с собой этюдник, краски и поработать от души. Сейчас делаю графику мелками и фломастерами. Последняя серия по аборигенам как раз выполнена фломастерами на холсте в сочетании с масляными красками, то есть как бы соединена графика и живопись. Эту свою технику я назвала графиж.
Именно так сделана моя работа для выставки «Сахалинская афалина» в 2024 году. Называется она «Автопортрет. Храм души моей ношу с собой». В ней сочетаются декупаж, фломастеры и масляные краски, которыми я изобразила себя. Суть такова: художник идет по жизни не спеша, как маленькая любопытная улитка из детства, которой мы приговаривали: «Улитка, улитка, высуни рога…» С радостью и интересом наблюдает красоту природы, мира, ищет свой золотой город, где все счастливы и любимы, свою планету счастья, как Маленький принц. Главное - по дороге не растерять все, что хранит твоя память, душа, сердце, человеческие ценности, которые тебе дали при рождении - честь, совесть, доброту, любовь к миру и людям!
Еще одна работа, которую я обязательно представлю на большой выставке, просветительская. Называется она «Первооткрыватели Сахалина». Там я изобразила улочку Корсакова чеховских времен, ведущую к порту, и бухту Анивскую. В ней разместила корабли известных мореплавателей, которые исследовали Сахалин. А вдалеке, у места, где построен первый в России завод СПГ, как примета нового времени - современный газовоз. Вот такая связь времен…
Фото из архива Натальи Кирюхиной