ср, 02 апр.
09:52
Южно-Сахалинск
+0 °С, облачно

Известному сахалинскому историку Игорю Самарину исполнилось 65 лет

27 марта , 17:56ПерсонаФото: Игорь Самарин

В свой юбилейный год Игорь Самарин намерен продолжить поиски артефактов Курильской десантной операции на острове Шумшу

Начальник научного отдела музейно-мемориального комплекса «Победа» Игорь Анатольевич САМАРИН – человек уникальный. Отлично знаю, что, читая эти строки, он утомленно скажет: «Ну вот опять…» Тем не менее считаю именно так. Историк, краевед, археолог, путешественник, писатель, фотохудожник, человек глубочайших знаний. Ответы на вопросы, связанные с историей Сахалинской области, с ее военным периодом, с островной архитектурой, я всегда нахожу либо в интереснейших публикациях и книгах Игоря Самарина, либо обращаясь к нему напрямую. И они самые исчерпывающие.

Но с журналистскими разговорами «за жизнь» к Игорю Самарину подходить непросто. Человек нетривиального мышления, очень прямолинейный, он не приемлет дежурных вопросов и честно предупреждает о дежурных на них ответах. Не без душевного трепета я рискнула. Предложила поговорить о том, что удалось сделать за пятилетку между двумя юбилеями, и чем Игорь Анатольевич намерен заняться в будущем. И вот какой разговор у нас вышел.

Игорь Самарин

Игорь Анатольевич, вы человек обширных научных интересов, у вас солидный список изданных статей и книг по самым разным направлениям истории. Как вам удается все успевать?

Мне интересно то, что я делаю. Мне скучно на выходных - по сути это бесцельное времяпровождение. Недавно я провел десять дней во Вьетнаме. Жизнь там была бы сложна, если бы не Wi-Fi и не возможность выходить на нужные сайты. Так что трудился потихонечку. Что касается летнего отпуска, планирую провести его на острове Шумшу, где предполагается большая работа.

 Насколько я поняла, там предстоит создать остров-музей?

 Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. У нас есть предложения по музеефикации Шумшу, но, к сожалению, не все зависит от нас. Поэтому мы готовимся, но, насколько планы будут реализованы, пока неизвестно. В любом случае Курильская десантная операция – одно из направлений нашей музейной работы. По комплектованию, по изучению, по публикациям и так далее.

 А как вы представляете себе этот музей в открытом пространстве?

 Опять же не могу говорить о своих хотелках и фантазиях, потому что они в любом случае будут разбиваться о суровую реальность в виде людей, от которых зависит принятие решений. Поэтому свою миссию я вижу в том, чтобы приехать на этот труднодоступный остров и продолжить полевые работы, которые начал в 2004 году. Это выявление новых объектов, их изучение, описание, подготовка картирования и общей карты-плана острова-крепости под названием Шумшу.

Фото: Экспедиция на остров Симушир

 Как вы прожили пятилетие между двумя юбилеями?

 Самым большим достижением моим и моих коллег я считаю проект под названием «Лица Победы». Мы запустили его в канун 75-летия Победы, сумели продолжить и развить. В этом году вышел уже пятый том. Когда в 2020-м издали первую книгу, не подозревали, что наша идея превратится в долгосрочную и очень интересную программу, которой мы продолжаем заниматься. Это, я считаю, одно из главных направлений сегодняшней работы. Мы смогли заинтересовать серьезные структуры: Федеральную службу безопасности, ее Пограничную службу, Министерство обороны России. Сейчас эти ведомства делятся с нами своими сокровенными архивными материалами, что помогает добывать новые биографические данные о воевавших на Сахалине и Курилах. И конечно же, мы продолжаем общаться с родственниками тех людей. Это, на мой взгляд, очень большой и успешный коллективный труд, которым по праву можно гордиться.

Параллельно мы выпустили три сборника воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. Большой задел. Но этот проект дается нам с гораздо большим трудом, потому что живых ветеранов уже почти нет. Работаем с архивами, с родственниками, собираем информацию по крупицам.

Помимо коллективных вы, насколько я знаю, занимались еще и своими проектами…

Моим личным несомненным успехом считаю участие в совместном проекте Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества под названием «Восточный бастион - Курильская гряда». В 2021 и 2023 годах состоялись экспедиции на острова Уруп и Симушир, благодаря которым был собран обширный и уникальный материал. По Урупу он уже вылился в книгу «Остров Уруп. История. XVIII-XX вв.», ее презентация прошла осенью 2024 года. В планах, естественно, нечто подобное сделать по Симуширу. Правда, курильская погода не всегда давала возможность побывать там, где хотелось, тем не менее Симуширская экспедиция тоже была выполнена с хорошими результатами.

Наконец, завершена работа в продолжение моей любимой темы по исследованию отдаленных и малоизученных сахалинских уголков. Это «История Пограничного», которая продолжает серию, посвященную приграничным сахалинским селам. Первой была издана книга «Пильво. История большого села», второй - «Возвращение в Амбэцу», о японском поселении на западном побережье острова. И вот пришла пора познакомиться с Пограничным. Это уникальное место, которое на протяжении нескольких десятилетий принадлежало Камчатке. Так сложилась злодейка-судьба. Волеизъявлением высших лиц советского государства убыточное лесообрабатывающее предприятие на восточном побережье Сахалина было передано Камчатскому акционерному обществу, и камчадалы работали в Пограничном практически до окончания существования этого населенного пункта.

Кстати, у него есть несколько своеобразных исторических рекордов. Во-первых, село основано на Сахалине одним из последних в 30-е годы, а закрыто спустя всего лишь 25 лет. Вот такой короткий четвертьвековой срок был ему отпущен. Тем не менее народ там жил, любил, рожал детей, пьянствовал, голодал, учился, работал. Сегодня Пограничное - один из излюбленных районов сахалинских рыбаков. А когда-то это был довольно крупный индустриальный центр. Там делались дома, кунгасы, катера. Через пень-колоду, естественно, но тем не менее имелись производство, эллинги, лесопилки, узкоколейная железная дорога, локомобили, то есть все было очень хорошо. Исследование Пограничного - моя долгосрочная задача, я ее выполнил и очень этому рад. Вот, собственно говоря, вкратце мои пятилетние итоги.

Игорь Самарин на острове Уруп

В прошлом году вы сотрудничали с московским путешественником и писателем Максимом Привезенцевым, который со своими товарищами объехал на мотоцикле маяки юга Сахалина. В этом году он намерен исследовать маяки северной части острова, руководствуясь благой целью – сохранить эти уникальные исторические объекты…

Я поддерживаю любые движения, связанные с популяризацией фарологии, маячной истории. Но у Максима особый жанр исследований – мотоциклетный, я не попадаю в эту категорию. Мы с ним встречались, я его консультировал, записали интервью. Все.

Мне близки идеи Максима по сохранению исторических объектов, по возрождению малых городов. Есть в этом смысл, как думаете?

 Смысл есть, но не всегда это возможно. Мне недавно звонили заинтересованные люди из села Кировского Тымовского района. Там при попустительстве местных властей исчезают подлинные объекты периода каторги. И никому до этого нет никакого дела. Да, есть процедура сохранения исторических зданий. Она трудоемкая и дорогостоящая. Но изначальный импульс в любом случае должен подаваться снизу. То есть должна быть личная инициатива человека, который готов этим заниматься.

Игорь Анатольевич, у вас обширная библиография. Кроме книг немало интереснейших статей, которые опубликованы в самых разных изданиях. А вы не хотите заняться выпуском полного собрания своих работ?

Во-первых, это упирается в деньги. Во-вторых, вряд ли я соглашусь публиковать сейчас статью, выпущенную, скажем, в 1995 году. Потому что Игорь Самарин тогда и 30 лет спустя – это два разных человека, с разным уровнем знаний. Чем больше знаешь, тем больше вопросов возникает.

Сегодня я бы согласился сделать сборник по японской архитектуре Южного Сахалина. Не по памятникам истории и культуры периода Карафуто, а именно по архитектуре, с анализом и полноценными описаниями. Но, поверьте, кроме старых статей и японской архитектуры у меня много других дел, которые не менее интересны. Сейчас мы занимаемся изданием 6-го тома проекта «Лица Победы», начали подготовку к 7-му. Лично у меня – активное сотрудничество с природным парком острова Монерон. Но, повторюсь, предпочитаю не говорить о планах, чтобы не было обидно, если они не сбудутся. Так что работаем.

Сюжеты: Статьи
Авторы:Юлия Вятржик