

Мое знакомство с этой удивительной женщиной началось с форс-мажора. Собираясь к ней на интервью, обнаружила, что у машины спущено колесо. Начало дня, Синегорск, рукастые мужчины сплошь на работе, поэтому на мои отчаянные вопли о помощи никто не отозвался. Позвонила, извинилась, предложила встретиться на другой день. Но уже через полчаса моя визави сообщила, что нашла в Синегорске человека, который заменит заболевшее колесо. Столь быстрая реакция и искреннее желание помочь незнакомому человеку говорят о многом. Впрочем, встреча и разговор убедили меня, что многодетная мама и самозанятый столяр Ксения Ханина – личность действительно незаурядная


Я бывала в столярных мастерских, и очень хорошо знаю, что они собой представляют: опилки, инструменты, доски, обрезки и оборудование – брутальное и очень громкое. Здесь совсем по-другому. Да, те же доски, обрезки, электропилы и шлифовальные машины, но атмосфера иная – женская и, как это ни странно, уютная. А все потому, что заправляет этой мастерской Ксения Ханина – педагог по профессии, столяр по призванию.


Это все – мои угодья, - Ксения проводит для меня небольшую экскурсию (ее мастерская занимает несколько просторных помещений, каждое из которых приспособлено под определенные виды столярных манипуляций). – Сейчас я в основном занимаюсь реставрацией деревянной мебели 40-50-х годов. В работе в данный момент кушетка. Деревянные части уже готовы к покраске, теперь предстоит перетяжка лежака. Самое интересное, у этой кушетки сохранилась бумажная этикетка. Там указано, что она изготовлена на Московской мебельной фабрике. К сожалению, даты стерлись, но я предполагаю, что это начало 50-х.
Помимо кушетки вижу роскошный круглый стол на массивной ноге и стул со спинкой, украшенной изысканной резьбой. Все эти вещи на реставрации, причем стол, как оказалось, мастерице подарен.
- Да, стол просто отдали. Хочу сделать его белым, но это сложная работа. А стул ждет полное обновление. Сейчас такой же в магазине стоит очень дорого, от 80 тысяч рублей, поэтому дешевле реставрировать, чем покупать новый, – объясняет Ксения.
На верстаке замечаю очень красивые деревянные доски – интересной формы, небольшие, но увесистые, с природным узором.
- Они сделаны по заказу ресторана, будут использоваться для подачи блюд. На подобные изделия идут дуб и ясень. Это очень дорогой материал, поставляется с материка, - Ксения подводит к аккуратно уложенным доскам в углу мастерской. – У меня есть запас, мне его дают под реализацию, повезло с партнером.


А в покрасочном цеху сохнет лаковое покрытие старинного журнального столика. Вещь сработана на века из цельного дерева, с очень красивым основанием.
- Стол из массива ореха. Он был в плачевном состоянии, причем его не раз пытались обновить, но неудачно. Я его давно и тщательно реставрирую. Полностью переклеила шпон, низ уже восстановила, занимаюсь верхом, - Ксения проводит рукой по столешнице. - Она пока неровная, надо еще раз шлифануть и залить лаком. Хочу, чтобы была гладкой, как стекло.
Обнаруживаю в мастерской добротно сработанную скамейку с чугунным основанием. Оказалось, садовая мебель тоже входит в круг столярных интересов Ксении, причем именно с нее, а если точнее, с садовых кресел, а еще со скворечников началась ее профессиональная история.
Далее рассказывает Ксения Ханина.




Я коренная сахалинка. Мама, Ольга Борисовна Кураченко, родом из Краснополья Углегорского района. Там прошло мое деревенское детство. Отец из Амурской области. Зовут его Сергей Владимирович Кураченко. Он все умеет делать. Плотник-высотник, столяр, очень долго работал на стройке. В какой-то момент ушел и начал свою деятельность. Строит дома, делает ремонты, печки кладет, мастер - золотые руки.
Что касается меня, мне очень нравились в школе труды, причем именно в столярной мастерской, а не домоводство. Я отлично управлялась с рубанком, самостоятельно табуретку собрала. Многое из того, с чем я работаю, похоже на то, что мы вытачивали на уроках труда. А сейчас я своих мальчишек учу. Когда они приходят ко мне в мастерскую, даю им инструменты, чтобы своими руками что-то смастерили.


В детстве у меня было две игры - в воспитателя и в доктора. Бабушка работала в больнице, мама всю жизнь рентген-лаборант. После школы я поступила в медколледж. На практику отправили в отделение онкологии, и я поняла, что мне очень сложно там находиться. Поэтому ушла из колледжа, выучилась на педагога-психолога и стала работать в детском саду.
Вот где мне нравилось, получалось хорошо, но захотелось новизны, и я ушла в стюардессы. Летала в авиакомпании САТ, на международных рейсах, потому что хорошо знаю английский язык. Но в какой-то момент, когда в дьюти-фри покупала очередную книгу по психологии, поняла, что тянет меня в детский сад! И вернулась.
Замуж я рано вышла, в 19 лет. Родила дочь, но семья не сложилась. Спустя 10 лет встретила человека, который стал отцом еще одной дочери и двух сыновей. Мы не в браке, однако дети полноценно с ним общаются.
Когда поднимала ребятишек, 7 лет просидела в декретном отпуске! Тогда и начала что-то мастерить в гараже у отца. Помню, как из обрезков доски наделала скворечников и их очень быстро раскупили. Это меня вдохновило, и я начала потихоньку набивать руку, осваивать профессиональные секреты. Замахнулась на садовые кресла, и не сразу, через слезы, но справилась.
В 2023-м нашла это помещение, основала в нем мастерскую, и даже придумала ей название: «Красивая столярка». Одновременно трудилась в детском саду, совмещала работу и увлечение. В октябре 2024 года уволилась, и с тех пор столярка – мой единственный источник дохода.
Первую помощь от государства я получила по социальному контракту. В тот момент перенесла операцию, проходила лечение, доходы очень сильно упали. Удалось войти в программу по соцконтракту для малого бизнеса. На эти средства закупила оборудование.
Информацией помогали и помогают центр занятости, центр «Мой бизнес». Очень полезным для меня стало участие в программе «Азбука предпринимателя». Все это плюс огромное личное желание – необходимый ресурс для того, чтобы подняться.
Кстати, 11 ноября приедет мой долгожданный деревообрабатывающий станок с числовым программным управлением (ЧПУ). У меня уже куча идей, как я смогу его использовать! Конечно, покупка серьезная. А помог мне ее осуществить наш губернатор Валерий Лимаренко. Как многодетная мать, я вошла в программу «Счастливое материнство». Участниц проекта пригласили на встречу с губернатором. Узнав, что мне нужен для работы дорогостоящий станок, Валерий Игоревич обещал помочь. В результате я получила средства и на его приобретение, и на обучение работе с ЧПУ. И это уже новая ступень мастерства. В перспективе вижу себя не только реставратором, но и мебельщиком. Есть к чему стремиться!
Важно и то, что у нас в Южно-Сахалинске сложилось профессиональное сообщество мастеров – плотников-столяров. Если не хватает знаний, я могу обратиться к любому, и мне не откажут, помогут, научат, поделятся опытом. Меня окружают прекрасные люди!


- Главное, что я приобрела, став самозанятым столяром, это свобода. Я не завишу ни от кого. Да, каждый день в мастерской, тружусь с утра до 18 часов, но я принадлежу себе. Для меня это очень важно.
Настроение работать есть всегда! Бывают дни, когда я притормаживаю, занимаюсь в мастерской уборкой, дощечки свои разбираю, обдумываю какие-то идеи. А потом очень быстро возвращаюсь в привычный ритм.
Мне 40 лет, но сегодня я, по сути, молодой специалист. Для меня все только начинается, и я пока не представляю, куда эта дорога приведет. Но уже вижу, что мой опыт интересен людям, он их вдохновляет. Главное, я занимаюсь тем, что мне нравится, и зарабатываю на жизнь себе и детям. Да, это невеликие деньги, но нам на все хватает. Теперь я точно знаю, что можно быть счастливой просто от своего бытия!
Фото с сайта администрации города и из архива Ксении Ханиной